Выпуск #3/2010
В.Лучинин, А.Афанасьев.
Учебно-лабораторный комплекс для нанотехнологической образовательной сети
Учебно-лабораторный комплекс для нанотехнологической образовательной сети
Просмотры: 2120
В качестве инфраструктурного базиса образовательного процесса для наноиндустрии создан малобюджетный учебно-лабораторный комплекс. В состав комплекса входят учебно-научные лаборатории "Нанотехнологии" и "Нанодиагностики", оснащенные малогабаритными установками с методическим и программным обеспечением, что создает предпосылки к реализации целой совокупности научно-образовательных направлений, ориентированных на формирование в стране нанотехнологической культуры.
Одной из основных задач при реализации Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» (Постановление Правительства РФ № 498 от 02 августа 2007 г.) является создание нанотехнологической сети, которая должна стать базисом для обеспечения процесса формирования отечественной нанотехнологической культуры.
В настоящее время высшие учебные заведения России переходят на подготовку кадров в рамках образовательных стандартов третьего поколения. С этой целью введены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования по направлениям 210100 "Электроника и наноэлектроника", 222900 "Нанотехнологии и микросистемная техника" с присвоением квалификации "бакалавр" и "магистр" (приказы Минобрнауки России от 21.12.2009 г. №743 и от 22.12.2009 г. №802 и приказы Минобрнауки России от 14.01.2010 г. №31 и от 21.12.2009 г. №746, соответственно).
Важнейшим элементом обеспечения качества образования в сфере наноиндустрии с учетом характерного для данной области науки, техники и технологий поискового и междисциплинарного характера исследований и разработок, безусловно, является лабораторно-экспериментальная база, призванная гармонично сочетать возможность получения знаний-знакомств и формирование знаний-умений [1].
Для реализации программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в интересах наноиндустрии разработан и сформирован малобюджетный учебно-лабораторный комплекс в области нанотехнологии и нанодиагностики [2]. Разработчик - С.-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" (СПбГЭТУ), научно-образовательный центр по направлению "Нанотехнологии".
Основные особенности комплекса
широта охвата научно-образовательных направлений;
гибкость в отношении востребованности номенклатуры малогабаритного технологического и контрольно-диагностического оборудования;
доступность в плане приобретения, размещения и эксплуатации оборудования;
наличие методического обеспечения для быстрой адаптации используемых установок к образовательному
процессу.
В состав комплекса входят 12 малогабаритных лабораторных установок с методическим и программным обеспечением, распределенных по двум учебно-научным лабораториям (рис).
В табл. представлен состав такого комплекса с детализацией функционального назначения лабораторного оборудования.
Как подчеркивают специалисты, анализ только базовой части модуля профессиональной подготовки бакалавра по направлению "Нанотехнологии и микросистемная техника" свидетельствует о том, что представленный учебно-лабораторный комплекс может быть широко использован для реализации лабораторных практикумов по следующим дисциплинам:
материаловедение наноструктурированных материалов;
физико-химические основы процессов микро- и нанотехнологии;
методы анализа и контроля наноструктурированных материалов и систем.
Отмечается также, что разработанный комплекс в отличие от широко известного класса для практического обучения основам нанотехнологий, базирующегося только на приборах зондовой микроскопии [3], позволяет организовать системную реализацию обучения по широкой номенклатуре программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, а также обеспечить популяризацию знаний в сфере наноиндустрии.
В настоящее время осуществлена поставка первого полного комплекта учебно-лабораторного комплекса, включая методическое и программное обеспечение.
Литература
1. Лучинин В.В. Наноиндустрия и "человеческий капитал". - Наноиндустрия, 2007, № 6, с. 2-8.
2. Афанасьев А.В., Лучинин В.В. "Малобюджетная" учебно-научная лаборатория "Нанотехнологии и нанодиагностика". - Наноиндустрия, 2009, № 3, c. 40-42.
3. ЗАО "Нанотехнология-МДТ". Классы для преподавания практических навыков в области нанотехнологий. - Наноиндустрия, 2008, №4, с. 40.
В настоящее время высшие учебные заведения России переходят на подготовку кадров в рамках образовательных стандартов третьего поколения. С этой целью введены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования по направлениям 210100 "Электроника и наноэлектроника", 222900 "Нанотехнологии и микросистемная техника" с присвоением квалификации "бакалавр" и "магистр" (приказы Минобрнауки России от 21.12.2009 г. №743 и от 22.12.2009 г. №802 и приказы Минобрнауки России от 14.01.2010 г. №31 и от 21.12.2009 г. №746, соответственно).
Важнейшим элементом обеспечения качества образования в сфере наноиндустрии с учетом характерного для данной области науки, техники и технологий поискового и междисциплинарного характера исследований и разработок, безусловно, является лабораторно-экспериментальная база, призванная гармонично сочетать возможность получения знаний-знакомств и формирование знаний-умений [1].
Для реализации программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в интересах наноиндустрии разработан и сформирован малобюджетный учебно-лабораторный комплекс в области нанотехнологии и нанодиагностики [2]. Разработчик - С.-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" (СПбГЭТУ), научно-образовательный центр по направлению "Нанотехнологии".
Основные особенности комплекса
широта охвата научно-образовательных направлений;
гибкость в отношении востребованности номенклатуры малогабаритного технологического и контрольно-диагностического оборудования;
доступность в плане приобретения, размещения и эксплуатации оборудования;
наличие методического обеспечения для быстрой адаптации используемых установок к образовательному
процессу.
В состав комплекса входят 12 малогабаритных лабораторных установок с методическим и программным обеспечением, распределенных по двум учебно-научным лабораториям (рис).
В табл. представлен состав такого комплекса с детализацией функционального назначения лабораторного оборудования.
Как подчеркивают специалисты, анализ только базовой части модуля профессиональной подготовки бакалавра по направлению "Нанотехнологии и микросистемная техника" свидетельствует о том, что представленный учебно-лабораторный комплекс может быть широко использован для реализации лабораторных практикумов по следующим дисциплинам:
материаловедение наноструктурированных материалов;
физико-химические основы процессов микро- и нанотехнологии;
методы анализа и контроля наноструктурированных материалов и систем.
Отмечается также, что разработанный комплекс в отличие от широко известного класса для практического обучения основам нанотехнологий, базирующегося только на приборах зондовой микроскопии [3], позволяет организовать системную реализацию обучения по широкой номенклатуре программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, а также обеспечить популяризацию знаний в сфере наноиндустрии.
В настоящее время осуществлена поставка первого полного комплекта учебно-лабораторного комплекса, включая методическое и программное обеспечение.
Литература
1. Лучинин В.В. Наноиндустрия и "человеческий капитал". - Наноиндустрия, 2007, № 6, с. 2-8.
2. Афанасьев А.В., Лучинин В.В. "Малобюджетная" учебно-научная лаборатория "Нанотехнологии и нанодиагностика". - Наноиндустрия, 2009, № 3, c. 40-42.
3. ЗАО "Нанотехнология-МДТ". Классы для преподавания практических навыков в области нанотехнологий. - Наноиндустрия, 2008, №4, с. 40.
Отзывы читателей