По оценке зарубежных экспертов, потери энергии на автотранспорте вследствие трения деталей двигателей составляют до 15% от всех потерь, а поскольку только в странах ЕС 30% энергетических затрат приходится на автотранспорт, важность решения трибологических проблем становится очевидной.

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по нанотехнологиям
Под редакцией д.т.н., профессора Мальцева П.П.
А.О. Жигачев, Ю.И. Головин, А.В. Умрихин, В.В Коренков, А.И. Тюрин, В.В. Родаев, Т.А. Дьячек, Б.Я. Фарбер / Под общей редакцией Ю.И. Головина
Другие серии книг:
Мир материалов и технологий
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир электроники
Мир программирования
Мир связи
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир станкостроения
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #1/2007
А.Федотов.
Нанокомпозитные покрытия для снижения трения
Просмотры: 3225
По оценке зарубежных экспертов, потери энергии на автотранспорте вследствие трения деталей двигателей составляют до 15% от всех потерь, а поскольку только в странах ЕС 30% энергетических затрат приходится на автотранспорт, важность решения трибологических проблем становится очевидной.
По оценкам Министерства энергетики США, суммарный экономический эффект от внедрения технологий по снижению трения и соответствующего сокращения энергетических затрат может составить 100 млрд. долл. ежегодно, поэтому для решения этой проблемы за рубежом выделяются значительные материальные и интеллектуальные ресурсы.
В США, Японии, странах ЕС серьезное внимание уделяется исследованиям, направленным на создание нанокомпозитных покрытий, значительно снижающих трение. Основные работы связаны с нанокомпозитными PVD-покрытиями, обладающими эффектом изменения свойств (адаптацией) при воздействии повышенных температур и нагрузок.
Аналогичные исследования ведутся в России. В частности,с 1990 г. НПФ "Элан-Практик" первой в стране стала использовать магнетронные распылительные системы на несбалансированных магнетронах (НМРС) собственной разработки для создания и промышленного внедрения PVD-технологий и оборудования для нанесения широкого спектра нанокомпозитных покрытий.
За прошедшие годы фирмой накоплен значительный опыт по разработке и эффективному применению многокатодных НМРС с различным уровнем ионного воздействия vi, (количество ионов, падающих на осажденный атом), варьируемом в диапазоне от 0,5 до 10. Созданы оригинальные многокатодные промышленные схемы НМРС, позволяющие формировать высококачественные металлические и керамические покрытия с плотной нанокристаллитной структурой. Высокая производительность оборудования обеспечивается за счет больших размеров эффективной зоны и высокой скорости нанесения покрытий.

Всего с 1996 г. НПФ "Элан-Практик" изготовила и поставила на ведущие предприятия России 36 установок для нанесения вакуумных покрытий. Оборудование и технологии фирмы используются в различных областях: защитно-декоративные покрытия, упрочняющие и функциональные покрытия с заданными свойствами (например, антифрикционные) и т.д.
Разработан ряд технологий нанесения упрочняющих нанокомпозитных покрытий на металлообрабатывающий инструмент – концевые фрезы из быстрорежущей стали и твердых сплавов, твердосплавные неперетачиваемые пластины, ножи-протяжки, пробойники, пуансоны и штампы из инструментальных сталей с низкой (до 180 0С) температурой отпуска и др. Эксплуатационные испытания упрочненного инструмента свидетельствуют о повышении его стойкости от 2 до 10 раз.
Значительный объем исследований проводится фирмой в области совершенствования технологий создания нанокомпозитных покрытий различного назначения. Так в 2005-2006 гг. по ФЦНТП разработаны покрытия, защищающие от высокотемпературной коррозии лопатки газовых турбин. Плотная беспористая нанокристаллитная структура (размер зерна 1-20 нм) в сочетании с высокой химической стойкостью составляющих компонентов делают нанокомпозитные покрытия высокоэффективным барьером к воздействию различных агрессивных сред. Такие покрытия по сравнению с традиционными на основе нитрида титана или карбонитрида хрома имеют следующие существенные преимущества:
сочетание сверхвысокой твердости с высокой вязкостью и низкой величиной внутренних остаточных напряжений;
повышенная стойкость к пластической деформации при низком значении модуля упругости;
высокая температурная стойкость прочностных и трибологических свойств.
Все это позволило Институту Нанотехнологий (Великобритания) в своем ежегодном обзоре назвать НПФ "Элан-Практик" наиболее перспективной российской компанией, работающей в области нанокомпозитных покрытий.
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art