18 декабря 2006 г. было принято решение Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации "О повышении роли оборонно-промышленного комплекса в инновационном развитии национальной экономики" и отмечена необходимость поднять статус Международного Форума "Высокие технологии XXI века" с уточнением его девиза: "Инновации ОПК – гражданским секторам экономики".
Форум проводится уже восьмой год подряд. С самого начала мероприятие привлекло внимание тех, кому не безразлична судьба отечественных высокотехнологических отраслей, кто заинтересован в их комплексном и гармоничном развитии. На Форуме представители научно-исследовательских и промышленных организаций не только демонстрируют свои разработки и научные достижения, но и ведут заинтересованный разговор о различных аспектах научно-технической политики, о мерах, которые необходимо принять, чтобы интеллектуальный и технологический потенциал страны эффективно использовался в интересах построения основанной на знаниях экономики.
Среди организаторов Форума — Министерство промышленности и энергетики РФ, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Институт экономики и комплексных проблем связи, Российский фонд развития высоких технологий, Московская торгово-промышленная палата, Московская ассоциация предпринимателей.
Концептуально Форум построен как политехнологическое, междисциплинарное, межотраслевое мероприятие. На нем широко представлены предприятия оборонных отраслей промышленности, ракетно-космического и авиационного комплексов, электроники и связи. В работе Форума принимают участие специалисты в области информационных технологий, биотехнологий, энергетики, то есть практически всех направлений, которые признаны приоритетными для нашей страны.
Форум сопровождается выставкой, включающей следующие основные разделы: авиационно-космические технологии, радиоэлектроника и связь, машиностроение, лазерные технологии, биотехнологии, химия и новые материалы, экология.
В программу Форума включены конкурсные мероприятия.
Среди них — конкурс Оргкомитета Форума "Высокие технологии в реализации приоритетных национальных проектов"; конкурс инновационных проектов "Лидер в области высоких технологий", организуемый Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы совместно с Московской ассоциацией предпринимателей; "Лучшее предприятие 21 века" — конкурс региональной общественной организации "Вольное экономическое общество".
Традиционно на Форуме будет проходить секционное заседание "Микро- и нанотехнологии: приоритетные направления и актуальные разработки". Председатель секционного заседания — директор Института металлургии и материаловедения им. А.А.-Байкова РАН академик РАН Ю.К.-Ковнеристый. Подготовка секции ведется при активной поддержке редакции журнала "Нано- и микросистемная техника" (гл. ред. П.П. Мальцев), вокруг которого сформировалось научно-экспертное сообщество, включающее в себя ведущих российских специалистов в области нанотехнологий.
В программе Форума предусмотрены также секционные заседания по таким актуальным направлениям, как биотехнологии, альтернативные источники энергии, безопасность на транспорте. Традиционно большинство докладов будет ориентировано на решение конкретных, прикладных задач.
Как и в прошлые годы, на Форуме можно принять участие в открытом обсуждении проблем, связанных с формированием национальной инновационной системы, использованием интеллектуальных информационных технологий и баз знаний в целях подготовки и реализации управленческих решений в научно-технической сфере.
Организаторы Форума планируют провести круглый стол "Межрегиональное сотрудничество: текущее состояние и перспективы". Повышенное внимание к региональной тематике обусловлено тем, что в процессе перехода к постиндустриальному обществу, в условиях расширения международной и межрегиональной кооперации, объективно формируются и начинают активно заявлять о себе новые стратегические субъекты инновационной и научно-технической политики. Еще сравнительно недавно единственным субъектом, определяющим перспективные направления научно-технического прогресса, приоритеты в области высоких технологий, было государство в лице своих профильных министерств и ведомств. Сегодня ситуация изменилась: в современной России активными субъектами инновационной политики становятся российские регионы, крупные корпорации, наукограды и муниципальные образования, где имеется значительный научный, кадровый и технологический потенциал.
Действительно, сегодня невозможно управлять научно-техническим процессом из единого центра. Мир стал намного сложнее: колоссально увеличились информационные потоки, сокращается время для принятия квалифицированных управленческих решений, да и сама система их подготовки существенно отличается от прежней, жестко централизованной, основанной на директивных методах управления. Прежде всего, это относится к инновационной сфере, где в стратегических вопросах должен быть задействован коллективный интеллект, мощные, как правило, распределенные, аналитические и экспертные системы.
Экономика, основанная на знаниях, определяющая постиндустриальную фазу развития цивилизации, имеет децентрализованную, сетевую структуру. В инновационной сфере в рамках частно-государственного партнерства в сетевое взаимодействие вовлечены фирмы, компании, научные организации, государственные структуры, негосударственные исследовательские и аналитические центры, союзы и ассоциации. При этом объективно возрастает роль региональных и муниципальных органов власти, которые динамично реагируют на происходящие изменения и активно формируют новые горизонтальные и вертикальные связи.
В ведущих российских регионах, где сосредоточен мощный научный, производственный и технологический потенциал, в инициативном порядке ведется работа по созданию инновационной инфраструктуры, разрабатывается и реализуется региональная научно-техническая политика. В 22 регионах частично разработана нормативно-правовая база, причем в ряде случаев принятые в субъектах федерации законы в концептуальном плане значительно опережают федеральное законодательство.
Как отмечают эксперты, к настоящему времени сложились условия для перехода к современному типу построения национальной инновационной системы, имеющей сетевую структуру, развитые горизонтальные связи, выраженную региональную направленность с выделением, в качестве точек роста и повышения конкурентоспособности, территориально-локализованных инновационно-технологических кластеров.
Как добиться решения задачи объединения региональных ресурсов в интересах формирования сетевых кооперационных структур, построения инновационно-технологических кластеров? Как содействовать на региональном и межрегиональном уровне развитию построенной на знаниях конкурентоспособной экономики? Эта актуальнейшая тема будет обсуждаться на круглом столе "Использование баз знаний и интеллектуальных информационных технологий для подготовки и реализации стратегических решений в сфере инновационного развития".
Представляется, что одним из возможных подходов к решению такой сложной задачи является создание общего межрегионального ресурса — инновационного банка знаний. Следует подчеркнуть, что проект, в случае его реализации, должен не только обеспечить информационное единство бизнес-инновационного сообщества, но и заложить базис для создания интеллектуальных систем, необходимых при подготовке и принятии управленческих решений.
Центральным элементом предлагаемой системы станет электронный архив базы знаний, прототипом которого можно считать американский электронный архив "arXiv.org", поддерживаемый Корнельским университетом. Интересно отметить, что первоначально архив публикаций по физике, математике, вычислительной технике, биологии не был рассчитан на работу в своем нынешнем качестве, а создавался как электронный архив статей по физике Национальной лаборатории в Лос-Аламосе.
Следует подчеркнуть, что создание подобного ресурса в России нельзя рассматривать в качестве коммерческого проекта. Банк знаний, создаваемый в интересах основанной на знаниях экономики, по существу является ядром инновационной системы. Междисциплинарное взаимодействие, формирование и редактирование разделов, подготовка обзоров по различным направлениям науки и техники обеспечат благоприятные условия для консолидации научного и экспертного сообществ. В перспективе аналитические группы и коллективы, занятые подготовкой обзоров и монографий, могли бы решать задачи в интересах государственных и коммерческих заказчиков аналогично корпорациям RAND и JASON.
Среди организаторов Форума — Министерство промышленности и энергетики РФ, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Институт экономики и комплексных проблем связи, Российский фонд развития высоких технологий, Московская торгово-промышленная палата, Московская ассоциация предпринимателей.
Концептуально Форум построен как политехнологическое, междисциплинарное, межотраслевое мероприятие. На нем широко представлены предприятия оборонных отраслей промышленности, ракетно-космического и авиационного комплексов, электроники и связи. В работе Форума принимают участие специалисты в области информационных технологий, биотехнологий, энергетики, то есть практически всех направлений, которые признаны приоритетными для нашей страны.
Форум сопровождается выставкой, включающей следующие основные разделы: авиационно-космические технологии, радиоэлектроника и связь, машиностроение, лазерные технологии, биотехнологии, химия и новые материалы, экология.
В программу Форума включены конкурсные мероприятия.
Среди них — конкурс Оргкомитета Форума "Высокие технологии в реализации приоритетных национальных проектов"; конкурс инновационных проектов "Лидер в области высоких технологий", организуемый Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы совместно с Московской ассоциацией предпринимателей; "Лучшее предприятие 21 века" — конкурс региональной общественной организации "Вольное экономическое общество".
Традиционно на Форуме будет проходить секционное заседание "Микро- и нанотехнологии: приоритетные направления и актуальные разработки". Председатель секционного заседания — директор Института металлургии и материаловедения им. А.А.-Байкова РАН академик РАН Ю.К.-Ковнеристый. Подготовка секции ведется при активной поддержке редакции журнала "Нано- и микросистемная техника" (гл. ред. П.П. Мальцев), вокруг которого сформировалось научно-экспертное сообщество, включающее в себя ведущих российских специалистов в области нанотехнологий.
В программе Форума предусмотрены также секционные заседания по таким актуальным направлениям, как биотехнологии, альтернативные источники энергии, безопасность на транспорте. Традиционно большинство докладов будет ориентировано на решение конкретных, прикладных задач.
Как и в прошлые годы, на Форуме можно принять участие в открытом обсуждении проблем, связанных с формированием национальной инновационной системы, использованием интеллектуальных информационных технологий и баз знаний в целях подготовки и реализации управленческих решений в научно-технической сфере.
Организаторы Форума планируют провести круглый стол "Межрегиональное сотрудничество: текущее состояние и перспективы". Повышенное внимание к региональной тематике обусловлено тем, что в процессе перехода к постиндустриальному обществу, в условиях расширения международной и межрегиональной кооперации, объективно формируются и начинают активно заявлять о себе новые стратегические субъекты инновационной и научно-технической политики. Еще сравнительно недавно единственным субъектом, определяющим перспективные направления научно-технического прогресса, приоритеты в области высоких технологий, было государство в лице своих профильных министерств и ведомств. Сегодня ситуация изменилась: в современной России активными субъектами инновационной политики становятся российские регионы, крупные корпорации, наукограды и муниципальные образования, где имеется значительный научный, кадровый и технологический потенциал.
Действительно, сегодня невозможно управлять научно-техническим процессом из единого центра. Мир стал намного сложнее: колоссально увеличились информационные потоки, сокращается время для принятия квалифицированных управленческих решений, да и сама система их подготовки существенно отличается от прежней, жестко централизованной, основанной на директивных методах управления. Прежде всего, это относится к инновационной сфере, где в стратегических вопросах должен быть задействован коллективный интеллект, мощные, как правило, распределенные, аналитические и экспертные системы.
Экономика, основанная на знаниях, определяющая постиндустриальную фазу развития цивилизации, имеет децентрализованную, сетевую структуру. В инновационной сфере в рамках частно-государственного партнерства в сетевое взаимодействие вовлечены фирмы, компании, научные организации, государственные структуры, негосударственные исследовательские и аналитические центры, союзы и ассоциации. При этом объективно возрастает роль региональных и муниципальных органов власти, которые динамично реагируют на происходящие изменения и активно формируют новые горизонтальные и вертикальные связи.
В ведущих российских регионах, где сосредоточен мощный научный, производственный и технологический потенциал, в инициативном порядке ведется работа по созданию инновационной инфраструктуры, разрабатывается и реализуется региональная научно-техническая политика. В 22 регионах частично разработана нормативно-правовая база, причем в ряде случаев принятые в субъектах федерации законы в концептуальном плане значительно опережают федеральное законодательство.
Как отмечают эксперты, к настоящему времени сложились условия для перехода к современному типу построения национальной инновационной системы, имеющей сетевую структуру, развитые горизонтальные связи, выраженную региональную направленность с выделением, в качестве точек роста и повышения конкурентоспособности, территориально-локализованных инновационно-технологических кластеров.
Как добиться решения задачи объединения региональных ресурсов в интересах формирования сетевых кооперационных структур, построения инновационно-технологических кластеров? Как содействовать на региональном и межрегиональном уровне развитию построенной на знаниях конкурентоспособной экономики? Эта актуальнейшая тема будет обсуждаться на круглом столе "Использование баз знаний и интеллектуальных информационных технологий для подготовки и реализации стратегических решений в сфере инновационного развития".
Представляется, что одним из возможных подходов к решению такой сложной задачи является создание общего межрегионального ресурса — инновационного банка знаний. Следует подчеркнуть, что проект, в случае его реализации, должен не только обеспечить информационное единство бизнес-инновационного сообщества, но и заложить базис для создания интеллектуальных систем, необходимых при подготовке и принятии управленческих решений.
Центральным элементом предлагаемой системы станет электронный архив базы знаний, прототипом которого можно считать американский электронный архив "arXiv.org", поддерживаемый Корнельским университетом. Интересно отметить, что первоначально архив публикаций по физике, математике, вычислительной технике, биологии не был рассчитан на работу в своем нынешнем качестве, а создавался как электронный архив статей по физике Национальной лаборатории в Лос-Аламосе.
Следует подчеркнуть, что создание подобного ресурса в России нельзя рассматривать в качестве коммерческого проекта. Банк знаний, создаваемый в интересах основанной на знаниях экономики, по существу является ядром инновационной системы. Междисциплинарное взаимодействие, формирование и редактирование разделов, подготовка обзоров по различным направлениям науки и техники обеспечат благоприятные условия для консолидации научного и экспертного сообществ. В перспективе аналитические группы и коллективы, занятые подготовкой обзоров и монографий, могли бы решать задачи в интересах государственных и коммерческих заказчиков аналогично корпорациям RAND и JASON.
Отзывы читателей