Выпуск #4/2011
А.Иванов, М.Кузнецова, В.Лучинин, А.Панин, В.Перепеловский, В.Шкловер
Дистанционный доступ к многофункциональному аналитико-технологическому комплексу
Дистанционный доступ к многофункциональному аналитико-технологическому комплексу
Просмотры: 2831
Развитие сетевых информационно-коммуникационных технологий стимулирует становление дистанционного доступа к дорогостоящему оборудованию и уникальным методикам исследований. В статье обсуждается опыт совместной работы ЛЭТИ – координатора образовательного направления Национальной нанотехнологической сети (ННС) и фирмы "Системы для микроскопии и анализа" – официального дистрибьютора в России оборудования компании "FEI Co TOOLS FOR NANOTECH"-–по созданию системы удаленного доступа к многофункциональному аналитико-технологическому комплексу на основе наноразмерных электронного и ионного пучков Helios Nanolab.
Теги: аналитико-технологический комплекс дистанционный доступ информационно-коммуникационные технологии многофункциональный наноразмерный электронный и ионный пучки
Удаленный доступ:
эффективность
и сложность
Использование сетевых технологий удаленного доступа к такому оборудованию и уникальным методикам позволяет:
• оптимизировать затраты на формирование и эксплуатацию парка подобного оборудования;
• повысить эффективность его использования посредством увеличения загрузки и с учетом относительно быстрого морального старения такого оборудования и значительных эксплуатационных затрат;
• расширить количество пользователей им и методическими наработками;
• повысить уровень исследований и образовательного процесса за счет привлечения подготовленного персонала, применения им наработанного методического обеспе-чения, а также интеграции интеллектуального потенциала профессионалов из раз-личных областей знаний;
• реализовать принципы академической мобильности, сократить затраты на исследо-вания и образовательный процесс.
В числе факторов, ограничивающих дистанционный сетевой доступ к уникальному оборудованию, следует выделить:
• доминирование в отечественном парке оборудования иностранного производства с ограничением доступа к аппаратно-программным средствам и системам команд;
• недостаточный уровень сетевого информационного обеспечения – объемов и качества передаваемой информации;
• низкую информированность отечественных специалистов об имеющихся в России аппаратурных и особенно методических возможностях подобного оборудования;
• недостаточную для эффективного использования возможностей уникального оборудования и методик образовательно-исследовательскую культуру;
• слабое организационно-правовое и экономическое обеспечение эксплуатации такого оборудования, в том числе в режимах удаленного доступа.
Стимулирующие факторы при создании сетевой системы коллективного пользования (дистанционного доступа) парком уникального оборудования следующие:
• высокие эксплуатационные расходы;
• директивные указания по оценке эффективности оборудования, приобретенного за счет бюджетных средств;
• переход отечественного рынка товаров и услуг научно-образовательного характера к модели, определяющей достижение конечного результата при минимизации затрат;
• существенное увеличение директивно определенных в рамках федеральных образовательных стандартов третьего поколения лабораторно-практических форм обучения, требующих реализации новой инфраструктуры.
Электронно-ионные АТК: сверхлокальность, гибкость, оперативность
Развитие научно-образовательной и производственной сфер характеризуется государственным приоритетом при формировании наукоемкого высокотехнологичного на-правления – наноиндустрии, продукция которой имеет высокий уровень интеллектуаль-ной добавленной стоимости [1]. В качестве приоритета ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы" определено формирование ННС, основа которой – центры нанотехнологии, оснащенные современным оборудованием. Эффективность этой сети во многом определяется оптимизацией различных форм сетевого взаимодействия ее составных элементов, в том числе коллективным использованием уникального оборудования в режиме удаленного доступа.
АТК интегрированных электронного и ионного пучков, установленный в ЛЭТИ в 2009 году (рис.1, 2), является наиболее ярким представителем дорогостоящего оборудования, его характеризуют следующие особенности:
• наноразмерное разрешение для работы в режимах ионного и электронного пучков;
• интеграция электронного и ионного пучков в одной камере с возможностью их од-новременной работы;
• интегрирование сверхвысокого разрешения микроскопических и технологических режимов во времени и пространстве;
• объединение в рабочей камере локальных селективных процессов препарирования, травления и нанесения материалов с нанометровым разрешением;
• наличие позиционируемых как наноразмерные механических приводов и зондов;
• высокоразрешающая система локального рентгеноспектрального анализа состава микрообъектов;
• система подачи и съема в рабочей камере электрических сигналов с объектов;
• видеонаблюдение в рабочей камере за манипулированием объектами и инструментом.
Дополнительные особенности, характеризующие данное оборудование:
• многообразие объектов исследования и обработки с нанометровым разрешением;
• высокая автоматизация оборудования и аналитико-технологических процедур, определяющих гибкость и оперативность достижения результата;
• чрезвычайно высокая стоимость и значительные эксплуатационные расходы;
• необходимость наличия специально обученного персонала, имеющего первоначальный достаточно высокий профессиональный уровень.
Аппаратно-программный комплекс (АПК)
удаленного доступа
В С.-Петербургский государственный электротехнический университет разработан АПК для сетевого удаленного доступа к многофункциональному АТК Helios NanoLab 400.
В состав АПК входят блоки:
• администрирования;
• автоматизированного рабочего места (АРМ);
• клиентское программное обеспечение;
• WEB интерфейс авторизации и обеспечения безопасного подключения.
Сетевую систему организации работы АТК с АПК в режиме удаленного доступа ил-люстрирует схема на рис.3.
АПК обеспечивает:
• подключение пользователей через локальную сеть и глобальную сеть Интернет к WEB интерфейсу;
• авторизацию пользователя вводом его имени и пароля;
• представление пользователю списка доступных ресурсов;
• организацию виртуального, защищенного шифрованием канала доступа к АТК либо к его эмулятору;
• подключение по виртуальному каналу к выбранному ресурсу в графическом режиме;
• разграничение прав доступа или управления, либо только наблюдения за происхо-дящим на экране;
• контроль подключения пользователей к ресурсам с возможностью их отключения;
• удобный интерфейс администратора АПК.
Реализация АПК позволила:
• организовать удаленный доступ к оборудованию через стандартную информационную сеть;
• обеспечить одновременный авторизованный доступ к нему нескольких пользователей;
• создать базис для организации обучения и исследований в режиме удаленного онлайн доступа с использованием профессионально подготовленных высококвалифицированных специалистов и отработанных методик.
При удаленном доступе к автоматизированному оборудованию возникает возможность оперативно дистанционно осуществлять его профилактику и настройку, сокращая затраты на обслуживание.
При эксплуатации оборудования повышенной опасности, в частности, при наличии источников вредных воздействий (излучения, химические среды) система удаленного доступа чрезвычайно эффективна особенно в условиях образовательного процесса.
Мультимедийный
симулятор – тренажер
оператора
Управление компонентами многофункционального АТК Helios NanoLab 400 осуществляется оператором с помощью управляющей панели, отображающейся на экране дисплея компьютера, важная особенность которой – сложный интерфейс с инструментами, меняющимися в зависимости от используемых модулей и режима их работы. Учитывая высокую стоимость АТК и времени его эксплуатации для подготовки работающих в режиме удаленного доступа операторов разработан мультимедийный симулятор – тренажер.
Этот симулятор представляет собой программную оболочку, аутентично воспроизводящую в автономном режиме панель управления многофункциональным АТК Helios NanoLab 400 с визуализацией результатов обработки исследуемого образца. Он реализован на базе программной среды LabView, имеющей развитые визуальные средства и позволяющей реализовывать необходимые модели управления и обработки данных.
Симулятор использует архив фотоматериалов, отображающих динамику технологических и диагностических процессов (рис.4), что позволяет имитировать реально работающую установку. Сложный многооконный, многофункциональный интерфейс симуля-тора полностью соответствует интерфейсу панели управления АТК. Навыки управления, приобретаемые оператором, переносятся на реальную установку без дополнительных затрат времени на освоение, причем действия его при необходимости записываются и служат материалом для корректировки дальнейшего обучения.
Тренажер эффективен в образовательном процессе и позволяет существенно экономить время и расходные материалы. Кроме того, обучение на нем снижает вероятность неправильных действий в реальных условиях.
Таким образом, этот тренажер – необходимый компонент для внедрения методики удаленного доступа к уникальному оборудованию и может также использоваться на под-готовительном этапе дистанционного повышения квалификации и переподготовки кадров, при организации исследований в режиме сетевого коллективного доступа.
Методическое обеспечение и апробация комплекса
Для методического обеспечения данного АТК разработаны указания по лабораторным исследованиям в режиме удаленного доступа с использованием четырех наиболее востребованных методик анализа микрообъектов различной физико-химической природы с нанометровым разрешением [2].
Базовый набор лабораторных исследований включает:
• создание поперечных сечений образцов с использованием остросфокусированного наноразмерного ионного пучка;
• анализ поперечных сечений микрообъектов высокоразрешающей растровой элек-тронной микроскопией;
• рентгеноспектральный микроанализ поперечных сечений гетерогенных микрообъектов, сформированных остросфокусированным ионным пучком;
• 3D-реконструкцию микрообъектов на основе послойного наноразмерного ионного препарирования.
Эти исследования фактически представляют собой стандартный набор процедур и операций, наиболее часто используемых при анализе гомогенных и гетерогенных микрообъектов неорганической природы с нанометровым разрешением, реализуемых в АТК на базе электронного и ионного пучков. Представленная совокупность базовых методик может быть реализована при непосредственной работе на комплексе и в режиме удаленного доступа.
Апробация аппаратно-программных и методических средств удаленного доступа к многофункциональному АТК на основе наноразмерного ионного пучка Helios NanoLab 400 проводилась в рамках соглашения с четырьмя организациями (двумя университетами и двумя малыми научно-техническими компаниями), заинтересованными в его использовании в образовательном и исследовательском процессах.
Для апробации были подготовлены:
• техническая документация на АПК, обеспечивающий удаленный доступ к много-функциональному аналитико-технологическому;
• инструкция по эксплуатации АПК удаленного доступа;
• техническая документация на мультимедийный учебно-научный комплекс – симулятор аналитико-технологического оборудования, включая методические указания по эксплуатации АТК;
• методические указания по лабораторным исследованиям в режиме удаленного доступа на многофункциональном АТК;
• мультимедийный учебно-научный комплекс – симулятор АТК;
• учебный видеоролик по интерфейсу мультимедийного учебно-научного комплекса – симулятора аналитико-технологического оборудования.
Удаленный доступ в он-лайновом режиме был обеспечен к графической панели ком-пьютера, управляющего ранее указанными технологическими и диагностическими процедурами многофункционального АТК.
Предполагается, что следующим этапом отработки и практической эксплуатации системы удаленного доступа к уникальному востребованному оборудованию для современной нанотехнологии и диагностики является ее испытание и внедрение в сетевую систему научно-образовательных центров ННС и, в первую очередь, для повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров [3] по направлениям "Нанотехнологии и нанодиагностика", "Нано- и микросистемная техника" и профессионально ориентированной переподготовки кадров в рамках образовательных проектов, реализуемых РОСНАНО.
В целом следует отметить:
1. Развитие современных форм дистанционного обучения и требования по увеличению лабораторно-практической составляющей образовательного процесса определяют необхо-димость внедрения сетевых технологий удаленного доступа к сложному дорогостоящему оборудованию с целью обеспечения требуемого уровня национальной технологической культуры и повышения эффективности использования уникальной аппаратуры и методик.
2. Внедрение сетевых информационных технологий для обеспечения удаленного доступа к уникальному оборудованию актуально для России вследствие значительности ее территории и необходимости обеспечения мобильности при минимизации затрат.
3. Формирование информационной культуры и сетевой системы удаленного доступа создает предпосылки для динамичной международной интеграции российских научных и педагогических школ в зарубежную инфраструктуру с целью обеспечения дистанционного доступа к современной аппаратуре и технологиям.
Работа выполнена в рамках ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы" по Государственному контракту №16.647.12.2021 от 25.11.2010 г. "Создание функционирующего в режиме удаленного доступа интерактивного учебнонаучного комплекса для выполнения работ по сверхпрецизионному наноразмерному травлению, нанесению и модифицированию материалов с использованием остросфокусированных ионных пучков и виртуальных симуляторов указанных процессов".
Литература
1. Лучинин В.В. Формирование шестого технологического уклада. Эволюция био-техносферы. – Биотехносфера. 2011, №3, с.5–7.
2. Кузнецова М.А., Лучинин В.В., Савенко А.Ю. Физико-технологические основы применения наноразмерной ионно-лучевой технологии при создании микро- и наносистемной техники. – Нано- и микросистемная техника, 2009, №8, с.24–32.
3. Иванов А., Корляков А., Лучинин В., Таиро Ю. Профессионально-ориентированное кадровое обеспечение наноиндустрии. – Наноиндустрия, 2009, №4, с.76–81.
эффективность
и сложность
Использование сетевых технологий удаленного доступа к такому оборудованию и уникальным методикам позволяет:
• оптимизировать затраты на формирование и эксплуатацию парка подобного оборудования;
• повысить эффективность его использования посредством увеличения загрузки и с учетом относительно быстрого морального старения такого оборудования и значительных эксплуатационных затрат;
• расширить количество пользователей им и методическими наработками;
• повысить уровень исследований и образовательного процесса за счет привлечения подготовленного персонала, применения им наработанного методического обеспе-чения, а также интеграции интеллектуального потенциала профессионалов из раз-личных областей знаний;
• реализовать принципы академической мобильности, сократить затраты на исследо-вания и образовательный процесс.
В числе факторов, ограничивающих дистанционный сетевой доступ к уникальному оборудованию, следует выделить:
• доминирование в отечественном парке оборудования иностранного производства с ограничением доступа к аппаратно-программным средствам и системам команд;
• недостаточный уровень сетевого информационного обеспечения – объемов и качества передаваемой информации;
• низкую информированность отечественных специалистов об имеющихся в России аппаратурных и особенно методических возможностях подобного оборудования;
• недостаточную для эффективного использования возможностей уникального оборудования и методик образовательно-исследовательскую культуру;
• слабое организационно-правовое и экономическое обеспечение эксплуатации такого оборудования, в том числе в режимах удаленного доступа.
Стимулирующие факторы при создании сетевой системы коллективного пользования (дистанционного доступа) парком уникального оборудования следующие:
• высокие эксплуатационные расходы;
• директивные указания по оценке эффективности оборудования, приобретенного за счет бюджетных средств;
• переход отечественного рынка товаров и услуг научно-образовательного характера к модели, определяющей достижение конечного результата при минимизации затрат;
• существенное увеличение директивно определенных в рамках федеральных образовательных стандартов третьего поколения лабораторно-практических форм обучения, требующих реализации новой инфраструктуры.
Электронно-ионные АТК: сверхлокальность, гибкость, оперативность
Развитие научно-образовательной и производственной сфер характеризуется государственным приоритетом при формировании наукоемкого высокотехнологичного на-правления – наноиндустрии, продукция которой имеет высокий уровень интеллектуаль-ной добавленной стоимости [1]. В качестве приоритета ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы" определено формирование ННС, основа которой – центры нанотехнологии, оснащенные современным оборудованием. Эффективность этой сети во многом определяется оптимизацией различных форм сетевого взаимодействия ее составных элементов, в том числе коллективным использованием уникального оборудования в режиме удаленного доступа.
АТК интегрированных электронного и ионного пучков, установленный в ЛЭТИ в 2009 году (рис.1, 2), является наиболее ярким представителем дорогостоящего оборудования, его характеризуют следующие особенности:
• наноразмерное разрешение для работы в режимах ионного и электронного пучков;
• интеграция электронного и ионного пучков в одной камере с возможностью их од-новременной работы;
• интегрирование сверхвысокого разрешения микроскопических и технологических режимов во времени и пространстве;
• объединение в рабочей камере локальных селективных процессов препарирования, травления и нанесения материалов с нанометровым разрешением;
• наличие позиционируемых как наноразмерные механических приводов и зондов;
• высокоразрешающая система локального рентгеноспектрального анализа состава микрообъектов;
• система подачи и съема в рабочей камере электрических сигналов с объектов;
• видеонаблюдение в рабочей камере за манипулированием объектами и инструментом.
Дополнительные особенности, характеризующие данное оборудование:
• многообразие объектов исследования и обработки с нанометровым разрешением;
• высокая автоматизация оборудования и аналитико-технологических процедур, определяющих гибкость и оперативность достижения результата;
• чрезвычайно высокая стоимость и значительные эксплуатационные расходы;
• необходимость наличия специально обученного персонала, имеющего первоначальный достаточно высокий профессиональный уровень.
Аппаратно-программный комплекс (АПК)
удаленного доступа
В С.-Петербургский государственный электротехнический университет разработан АПК для сетевого удаленного доступа к многофункциональному АТК Helios NanoLab 400.
В состав АПК входят блоки:
• администрирования;
• автоматизированного рабочего места (АРМ);
• клиентское программное обеспечение;
• WEB интерфейс авторизации и обеспечения безопасного подключения.
Сетевую систему организации работы АТК с АПК в режиме удаленного доступа ил-люстрирует схема на рис.3.
АПК обеспечивает:
• подключение пользователей через локальную сеть и глобальную сеть Интернет к WEB интерфейсу;
• авторизацию пользователя вводом его имени и пароля;
• представление пользователю списка доступных ресурсов;
• организацию виртуального, защищенного шифрованием канала доступа к АТК либо к его эмулятору;
• подключение по виртуальному каналу к выбранному ресурсу в графическом режиме;
• разграничение прав доступа или управления, либо только наблюдения за происхо-дящим на экране;
• контроль подключения пользователей к ресурсам с возможностью их отключения;
• удобный интерфейс администратора АПК.
Реализация АПК позволила:
• организовать удаленный доступ к оборудованию через стандартную информационную сеть;
• обеспечить одновременный авторизованный доступ к нему нескольких пользователей;
• создать базис для организации обучения и исследований в режиме удаленного онлайн доступа с использованием профессионально подготовленных высококвалифицированных специалистов и отработанных методик.
При удаленном доступе к автоматизированному оборудованию возникает возможность оперативно дистанционно осуществлять его профилактику и настройку, сокращая затраты на обслуживание.
При эксплуатации оборудования повышенной опасности, в частности, при наличии источников вредных воздействий (излучения, химические среды) система удаленного доступа чрезвычайно эффективна особенно в условиях образовательного процесса.
Мультимедийный
симулятор – тренажер
оператора
Управление компонентами многофункционального АТК Helios NanoLab 400 осуществляется оператором с помощью управляющей панели, отображающейся на экране дисплея компьютера, важная особенность которой – сложный интерфейс с инструментами, меняющимися в зависимости от используемых модулей и режима их работы. Учитывая высокую стоимость АТК и времени его эксплуатации для подготовки работающих в режиме удаленного доступа операторов разработан мультимедийный симулятор – тренажер.
Этот симулятор представляет собой программную оболочку, аутентично воспроизводящую в автономном режиме панель управления многофункциональным АТК Helios NanoLab 400 с визуализацией результатов обработки исследуемого образца. Он реализован на базе программной среды LabView, имеющей развитые визуальные средства и позволяющей реализовывать необходимые модели управления и обработки данных.
Симулятор использует архив фотоматериалов, отображающих динамику технологических и диагностических процессов (рис.4), что позволяет имитировать реально работающую установку. Сложный многооконный, многофункциональный интерфейс симуля-тора полностью соответствует интерфейсу панели управления АТК. Навыки управления, приобретаемые оператором, переносятся на реальную установку без дополнительных затрат времени на освоение, причем действия его при необходимости записываются и служат материалом для корректировки дальнейшего обучения.
Тренажер эффективен в образовательном процессе и позволяет существенно экономить время и расходные материалы. Кроме того, обучение на нем снижает вероятность неправильных действий в реальных условиях.
Таким образом, этот тренажер – необходимый компонент для внедрения методики удаленного доступа к уникальному оборудованию и может также использоваться на под-готовительном этапе дистанционного повышения квалификации и переподготовки кадров, при организации исследований в режиме сетевого коллективного доступа.
Методическое обеспечение и апробация комплекса
Для методического обеспечения данного АТК разработаны указания по лабораторным исследованиям в режиме удаленного доступа с использованием четырех наиболее востребованных методик анализа микрообъектов различной физико-химической природы с нанометровым разрешением [2].
Базовый набор лабораторных исследований включает:
• создание поперечных сечений образцов с использованием остросфокусированного наноразмерного ионного пучка;
• анализ поперечных сечений микрообъектов высокоразрешающей растровой элек-тронной микроскопией;
• рентгеноспектральный микроанализ поперечных сечений гетерогенных микрообъектов, сформированных остросфокусированным ионным пучком;
• 3D-реконструкцию микрообъектов на основе послойного наноразмерного ионного препарирования.
Эти исследования фактически представляют собой стандартный набор процедур и операций, наиболее часто используемых при анализе гомогенных и гетерогенных микрообъектов неорганической природы с нанометровым разрешением, реализуемых в АТК на базе электронного и ионного пучков. Представленная совокупность базовых методик может быть реализована при непосредственной работе на комплексе и в режиме удаленного доступа.
Апробация аппаратно-программных и методических средств удаленного доступа к многофункциональному АТК на основе наноразмерного ионного пучка Helios NanoLab 400 проводилась в рамках соглашения с четырьмя организациями (двумя университетами и двумя малыми научно-техническими компаниями), заинтересованными в его использовании в образовательном и исследовательском процессах.
Для апробации были подготовлены:
• техническая документация на АПК, обеспечивающий удаленный доступ к много-функциональному аналитико-технологическому;
• инструкция по эксплуатации АПК удаленного доступа;
• техническая документация на мультимедийный учебно-научный комплекс – симулятор аналитико-технологического оборудования, включая методические указания по эксплуатации АТК;
• методические указания по лабораторным исследованиям в режиме удаленного доступа на многофункциональном АТК;
• мультимедийный учебно-научный комплекс – симулятор АТК;
• учебный видеоролик по интерфейсу мультимедийного учебно-научного комплекса – симулятора аналитико-технологического оборудования.
Удаленный доступ в он-лайновом режиме был обеспечен к графической панели ком-пьютера, управляющего ранее указанными технологическими и диагностическими процедурами многофункционального АТК.
Предполагается, что следующим этапом отработки и практической эксплуатации системы удаленного доступа к уникальному востребованному оборудованию для современной нанотехнологии и диагностики является ее испытание и внедрение в сетевую систему научно-образовательных центров ННС и, в первую очередь, для повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров [3] по направлениям "Нанотехнологии и нанодиагностика", "Нано- и микросистемная техника" и профессионально ориентированной переподготовки кадров в рамках образовательных проектов, реализуемых РОСНАНО.
В целом следует отметить:
1. Развитие современных форм дистанционного обучения и требования по увеличению лабораторно-практической составляющей образовательного процесса определяют необхо-димость внедрения сетевых технологий удаленного доступа к сложному дорогостоящему оборудованию с целью обеспечения требуемого уровня национальной технологической культуры и повышения эффективности использования уникальной аппаратуры и методик.
2. Внедрение сетевых информационных технологий для обеспечения удаленного доступа к уникальному оборудованию актуально для России вследствие значительности ее территории и необходимости обеспечения мобильности при минимизации затрат.
3. Формирование информационной культуры и сетевой системы удаленного доступа создает предпосылки для динамичной международной интеграции российских научных и педагогических школ в зарубежную инфраструктуру с целью обеспечения дистанционного доступа к современной аппаратуре и технологиям.
Работа выполнена в рамках ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы" по Государственному контракту №16.647.12.2021 от 25.11.2010 г. "Создание функционирующего в режиме удаленного доступа интерактивного учебнонаучного комплекса для выполнения работ по сверхпрецизионному наноразмерному травлению, нанесению и модифицированию материалов с использованием остросфокусированных ионных пучков и виртуальных симуляторов указанных процессов".
Литература
1. Лучинин В.В. Формирование шестого технологического уклада. Эволюция био-техносферы. – Биотехносфера. 2011, №3, с.5–7.
2. Кузнецова М.А., Лучинин В.В., Савенко А.Ю. Физико-технологические основы применения наноразмерной ионно-лучевой технологии при создании микро- и наносистемной техники. – Нано- и микросистемная техника, 2009, №8, с.24–32.
3. Иванов А., Корляков А., Лучинин В., Таиро Ю. Профессионально-ориентированное кадровое обеспечение наноиндустрии. – Наноиндустрия, 2009, №4, с.76–81.
Отзывы читателей