В третьей декаде марта 2012 года в Президиуме Российской академии наук (РАН) проведена научная сессия Отделения нанотехнологий и информационных технологий (ОНИТ) РАН “Проблемы материалов в электронных приборах будущих поколений”.

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по нанотехнологиям
Под ред. Ханнинка Р.
Другие серии книг:
Мир материалов и технологий
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир электроники
Мир программирования
Мир связи
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир станкостроения
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #3/2012
Л.Раткин
Применение наноматериалов в электронном приборостроении
Просмотры: 2746
В третьей декаде марта 2012 года в Президиуме Российской академии наук (РАН) проведена научная сессия Отделения нанотехнологий и информационных технологий (ОНИТ) РАН “Проблемы материалов в электронных приборах будущих поколений”.
На сессии был представлен широкий спектр разработок. Доклад акад. А.Орликовского и д.ф.-м.н. В.Вьюркова (Физико-технологический институт РАН) был посвящен использованию новых материалов в кремниевых интегральных схемах (ИС).
Среди основных проблем применения транзистора с изолированным затвором в суб-100-нм области – увеличение разброса порогового напряжения вследствие изменения концентрации примеси с уменьшением длины канала и катастрофический спад подвижности носителей из-за высокой их концентрации. Предлагалось использовать материалы с высокой подвижностью носителей зарядов (A3B5, GeSi, Ge) и формировать одноосные или биаксиально напряженные каналы. Так же рассматривалась проблема омических контактов к полупроводникам A3B5, связанная с невозможностью применения сильного легирования и повышения площади контакта, способствующих снижению сопротивления.
Отказ от поликремния в металлическом затворе транзисторов обусловлен его высоким сопротивлением, диффузией в канале и формированием обедненного слоя вблизи диэлектрика, что эквивалентно утолщению его подзатворного слоя. При выборе материала специалисты руководствуются низкой плотностью активных дефектов на границах и в объеме слоя, высоким потенциальным барьером для электронов, термодинамической стабильностью контакта и качественной границей с кремнием, кинетической стабильностью и устойчивостью к нагреву до 1000˚С в течение 5 с, высокой диэлектрической проницаемостью.

К проблемам многоуровневых соединений следует отнести необходимость применения адекватных метрологических методов, потребность в новых материалах, надежность соединений и контактов, минимизацию задержек и потерь в соединениях. В настоящее время развиты методы создания соединений с использованием нанотрубок, применением оптических элементов и СВЧ-компонентов.
Акад. М.Чурбановым и д.ф.-м.н. А.Гусевым (Институт химии высокочистых веществ им. Г.Г.Девятых РАН, Нижний Новгород) рассмотрено получение моноизотопного высокочистого кремния для твердотельных квантовых компьютеров. Схема предусматривает разделение изотопов кремния, синтез и глубокую очистку исходных летучих соединений и силана, получение поликристаллического кремния, выращивание из него монокристаллов. Наиболее трудноудалимые летучие примеси – фосфин, этилен, диборан, этан. Для очистки SIH4 от них применяется низкотемпературная ректификация. При ее использовании возникают проблемы отделения SiH4 от малолетучих примесей, однако их удалению способствует криофильтрация и ректификация при повышенном давлении.
Затравочный стержень (ЗС) из моноизотопного 28Si изготавливается сваркой поликристаллов в ленту с последующим осаждением из моносилана и формированием его синтезированного бестигельной зонной плавкой. Выращенный монокристалл обладает удельным электрическим сопротивлением свыше 0,4 кОм⋅см при концентрации кислорода не более 2⋅1012 атомов/см3 (примесь углерода не превышает 3⋅1014 атомов/см3). Для проекта АВОГАДРО получен поликристалл изотопа 28Si чистотой более 99,99382, содержащий 6,1⋅1015 атомов/см3 кислорода и 3,7⋅1015 атомов/см3 углерода. Диаметр заготовки – 61,5 мм при длине 5,9 кг, что практически соответствует требованиям к такому кремнию. Монокристаллы стабильных изотопов кремния 28Si, 29Si и 30Si, благодаря разработанной и запатентованной в России технологии [1], содержат примеси углерода и кислорода не выше 1⋅1016 атомов/см3 при сопротивлении более 200 ом⋅см. Изотопный эффект параметра кристаллической решетки кремния позволяет применять его в квантовом компьютере [2].
Тема выступления к.х.н. А.Коткова (НПП "САЛЮТ") – получение высокочистых летучих хлоридов, гидридов и металлоорганических соединений для изготовления наноразмерных слоев. Были представлены данные о содержании примесей в гидридах и арсине фирмы MATHESON TRI GAS (США). Проанализированы данные о допустимом их содержании в триметилалюминии, триметилиндии и триметилгаллии чистоты 99,999. Рассматривались различные стадии получения таких веществ и PH3, SiH4, SiCl4, NH3, AsH3, AsCl3. Описана ректификационная установка для получения высокочистого AsH3, из которого в ЗАО "ЭПИЭЛ" изготовлены образцы с удельным сопротивлением 2–4 кОм⋅см. Установка для очистки треххлористого мышьяка позволила изготовить в ЗАО "ЭЛМА-МАЛАХИТ" образцы с подвижностью носителей заряда при 300К не ниже 7000 см2/(В⋅с) при их концентрации 5⋅1014 см-3.
В Институте общей физики РАН сконструированы приборы для определения примесей в гидридах. По результатам газовой хроматографии, ИК-Фурье и диодно-лазерной спектрометрии получены данные об изменении концентрации метана в их легкой фракции. Разработана установка для анализа высокочистого аммиака на содержание воды. Исследования позволили определить параметры эпитаксиальных слоев GaAs, выращенных с применением разных образцов арсина, выявить характер изменений электрофизических параметров таких слоев по годам выпуска этого соединения.
Эпитаксии германия на кремнии и получению упорядоченных ансамблей квантовых точек Ge/Si было посвящено выступление чл.-кор. А.Двуреченского (Институт физики полупроводников им. А.В.Ржанова СО РАН, Новосибирск). При гетероэпитаксии в системах, рассогласованных по постоянной кристаллической решетки, рассматривалось спонтанное образование 3D упруго напряженных островков (УНО). Оно характеризуется дисперсией по размерам, составляющей для квантовых точек Ge в Si 17–20%, а также случайным зарождением нанокристаллов с неупорядоченным расположением в плоскости роста [3]. В рамках исследования степени однородности массива нанокристаллов Ge на Si при импульсном воздействии собственными низкоэнергетическими ионами рассматривалась эпитаксия Ge на Si с частично ионизированным молекулярным пучком при 250–400˚С, энергией Ge+ от 50 до 250 эВ, молекулярным потоком FGe=7⋅1013 см-2с-1, длительностью импульса 0,5, степенью ионизации Ge молекулярного пучка 0,1–0,5%. Проанализированы СТМ-изображения с распределением 3D-островков по размерам после осаждения при 350˚С 5МС Ge на Si(100) [4].
При наносекундном лазерном воздействии в нестационарных условиях нагрева изучалась модель кристаллизации и плавления нанокластеров Ge в матрице Si [5]. Температура плавления нанокристаллов Ge в кремнии возрастает при уменьшении их размеров. Данные о кинетике фазовых превращений при импульсном лазерном отжиге подтверждают возможность уменьшения дисперсии по размерам в гетероструктурах Ge/Si с квантовыми точками.
При формировании упорядоченных в плоскости роста массивов квантовых точек после N циклов травления/окисления исследовалась морфология облученной ионами поверхности Si. При облучении через тестовые маски обнаружено, что варьирование параметров ионной имплантации с последующим удалением нарушенного слоя обеспечивает создание в нм-масштабе поверхности с затравочными областями различной формы и глубины. При ионном облучении выявлены преимущественное окисление аморфного кремния и рост Ge на структурированной поверхности Si [6].
Методом молекулярной динамики и с применением потенциала Терсдорфа для гетеросистем Ge/Si (111)-(5⋅5) и Ge/Si (100)-(2⋅1) с числом атомов не более 5⋅105 изучалась микроскопическая атомная диффузия на структурированной поверхности. Рассматривались ямки в форме перевернутых пирамид [7]. При исследовании упорядоченного зарождения и роста квантовых точек Ge на кольцевых SiGe нанопроводниках разработан метод формирования из них кольцевых цепочек, использующий для зарождения 3D-островков деформацию поверхности над нанокольцами. С использованием метода Монте-Карло предложен способ учета деформационных эффектов в 3D-модели эпитаксиального роста наноструктур.
В докладе рассматривались фотодетекторные структуры, методы исследования квантовых точек Ge на поверхности слоя SiGe в матрице Si, детекторы на основе квантовых точек Ge в матрице SiGe на виртуальной подложке, температурная зависимость обнаружительной способности и чувствительности. Фотодетекторы на базе квантовых точек Ge/Si (001) для атмосферного окна (3–5) мкм позволяют исследовать влияние уровня и профиля легирования на параметры этих изделий и управлять спектральной полосой чувствительности с помощью контроля элементного состава нанокластеров Ge.
В выступлении чл.-кор. П.Копьева (Физико-технический институт им. А.Ф.Иоффе РАН, С.-Петербург) обсуждалось состояние и перспективы развития молекулярно-лучевой эпитаксии. Отмечались фундаментальные свойства полупроводниковых гетероструктур и их особенности: необходимость использования подобных структур с хорошим согласованием параметров решетки и эпитаксиальных технологий выращивания, применение многокомпонентных твердых растворов.
В целом в представленных на сессии докладах подчеркнуто следующее:
• при создании кремниевых квантовых компьютеров могут использоваться передовые технологии кремниевой микро- и наноэлектроники;
• кремний, благодаря большим значениям времени декогеренизации, наиболее предпочтителен для создания твердотельных квантовых компьютеров;
• для конструирования квантовых компьютеров необходима монокристаллическая структура моноизотопного 28Si с содержанием изотопа 29Si не выше 10-3 атомных %;
• применение моноизотопного 28Si для квантовых компьютеров предполагает наличие электроактивных примесей не выше 1014 атомов/см3 при содержании кислорода и углерода менее 1015 атомов/см3;
• основным материалом для производства ИС по-прежнему остается кремний: в 2026 году на пластинах 450–675 мм может быть достигнут минимальный размер элементов 5,9 нм;
• применение ультратонких структур КНИ (кремний на изоляторе) начнется с 2013 года, а к 2020 году на пластинах диаметром не менее 450 мм толщина слоя Si достигнет 3 нм при длине канала 10 нм;
• в стадии исследований – технологии производства германиевых и A3B5-каналов для классических транзисторов на объемной подложке;
• исследованы механизмы роста островков Ge и разработаны методы создания структурированной поверхности Si с плотностью точек зарождения 1010 см-2;
• выше 400˚С упорядоченный гетероэпитаксиальный рост нанокристаллов Ge происходит на структурированной поверхности Si с шагом 100 нм;
• снижение дисперсии квантовых точек по размерам возможно при импульсном лазерном отжиге наноструктур со встроенными слоями квантовых точек и на основе молекулярно-лучевой эпитаксии с созданием нанокристаллов Ge на поверхности Si импульсным ионным воздействием.
Литература
Гусев А.В., Гавва В.А. Способ выращивания монокристаллов моноизотопного кремния. Патент РФ № 2370576, 20 октября 2009 г.
Kane B.E. – Nature, 1998, v.393, p.33–137.
Yakimov A.I., Dvurechenskii A.V., Nikiforov A.I. – Nano- and Optoelectronics, 2006, v.1, №2, p.119–175.
Smagina J.V., Novikov P.L., Armbrister V.A., Zinoviev V.A., Nenashev A.V., Dvurechenskii A.V. – Physica B: Condensed Matter, 2009, v.404, р.4712–4715.
Gatskevich E.I., Malevich V.I., Zinoviev V.A., Dvurechenskii A.V. International conference “Fundamentals of Laser Assisted Micro- and Nanotechnologies”, St. Petersburg-Pushkin, Russia, July 5–6, 2010, p.121.
Novikov P.L., Smagina J.V., Vlasov D.Yu, Deryabin A.S., Kozhukhov A.S., Dvurechenskii A.V. – Crystal Growth, 2011, v.323, №1, p.198–200.
Новиков П.Л., Смагина Ж.В., Двуреченский А.В. Десятая российская конференция по физике полупроводников, 19–23 сентября 2011, Нижний Новгород.
Фото: Л. Раткин
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art