Наноиндустрия – особый вид индустрии, созданной исключительно на результатах высокоинтеллектуального труда. В представленной статье обсуждается широкий спектр вопросов – проблемы образования, как, где и когда строить заводы для наноиндустрии.
Теги: education high intellectual labour large industry plant высокоинтеллектуальный труд завод крупная индустрия образование
При попытках представить новейшую историю России ХХ века обычно используются два цвета – черный и белый. Однако для данного случая больше подходят не черный и белый, а красный и белый. Как сопоставить цвета из первой и второй пары – задача, неразрешимая для современного и тем более прошедшего момента. Дать однозначный ответ, значило бы обеднить и принизить великую российскую историю ХХ века.
Ясно, что история России прошлого века – это великие свершения и страдания. Главнейшая ее черта состоит в том, что Россия из быстроразвивающейся, но аграрной, страны превратилась к началу четвертой четверти ХХ столетия в индустриальную супердержаву в виде СССР. Произошедший вскоре распад этой супердержавы стал неожиданностью не только для историков, иностранных политологов, но и для широких слоев населения.
В середине столетия произошла невиданная мобилизация человеческих ресурсов, обеспечившая победу советского народа во Второй мировой войне. История подтверждает, что сила духа народа – самое главное для достижения недостижимого.
Однако, одной силы духа может быть недостаточно, необходимы также знания, интеллект, умения. В предвоенные годы в стране был создан индустриальный базис, который при наличии особых качеств народа обеспечил победу над технически совершенным противником. Это была победа духа и одновременно техники и индустрии.
Начиная с середины 80-х годов прошлого века быстрыми темпами стала развиваться индустрия строительных материалов. Иностранцы, приезжавшие в Россию, искренне удивлялись, как быстро меняется облик страны.
События в России второй половины 80-х – начала 90-х годов прошлого века часто называют революцией в области политического переустройства.Именно в это же время Россия активно включилась и в научно-техническую революцию: стали развиваться компьютерные и программные технологии, сотовая связь, Интернет.
Для исторического периода, который принято ограничивать 1917–1985 годами, характерно появление в России образованного населения, представленного научно-технической интеллигенцией. Это стало возможным вследствие наличия продуманной системы начального, среднего и высшего образования. Из этого напрашивается важный вывод – следует копировать лучшее из советской системы образования. В самом деле, советское образование было лучшим в мире. Подтверждает это несколько примеров. На рубеже 90-х годов прошлого века прошла массовая эмиграция советской интеллигенции в Израиль. В итоге Израиль превратился в высокоинтеллектуальное государство, в чем велика роль бывших советских ученых, инженеров и специалистов. Другой пример – успешная интеграция российских ученых практически во все ведущие мировые научные центры.
Как следствие, в стране следует менять очень многое, но не систему образования, которой, несомненно, надо помогать и что-то подправлять. В самом деле, образование – это основа успеха современного общества. Интеллект де-факто становится основной производительной силой. Появляются высокопроизводительные фабрики и заводы, выпускающие новые виды интеллектуальной продукции.
Теперь постоянное восхваление западных технологий и непристанная критика российской действительности постепенно проходят. Усилия направляются на выработку стратегии и тактики развития российского производства.
C начало шоковой терапии в 1992 году произошло общее раскрепощение населения. За 20 лет выросло поколение людей, ориентированных на коммерческий успех. Вместе с тем частная форма собственности не заработала и не стала высокоэффективной и рентабельной. Индустриальные гиганты экономики или исчезли или остались практически на уровне 80-х годов прошлого столетия. Вместе с тем успешным может быть только высокоиндустриальное и высокотехнологичное общество.
Образование
В целом российское образование не избежало общей мировой тенденции – падения интереса со стороны молодых членов общества к получению полноценного высшего образования. Вместе с тем индустриальному обществу нужны кадры высшей квалификации. К сожалению, на вопрос – чему конкретно учить, высшая школа не может зачастую дать ответ. Ведь она не формирует запросы. Это должна делать индустрия или высшая школа на основе анализа насущных потребностей.
Отсутствие мощной российской индустрии не позволяет поддерживать систему образования и формировать материально обеспеченные запросы. Вместе с тем заказ на высококвалифицированных выпускников вузов имеется, однако энергично и настойчиво проявляют его зарубежные высокоиндустриальные компании. В результате одна из бед российского образования состоит в том, что нередко средства тратятся на обучение будущих работников для других стран. Получается, что основные проблемы не в самом образовании, а в потребностях общества в образованных людях. Ситуация может показаться парадоксальной. В самом деле, если спросить у любого директора высокотехнологичной российской компании, чего ему не хватает, то среди ответов будет обязательно один – высококлассных специалистов. Вместе с тем у национального высокотехнологического сектора не хватает ресурсов для активного влияния на российское образование.
Если подводить итог, разумные подходы к решению проблем образования могут привести к великолепным результатам. Тем более, что в российском образовании имеется хороший фундамент, надежный базис и положительные традиции.
Кардинально важно – высшее образование должно быть платным. Просто раньше за него платило государство. В результате через налоги, через недоплату зарплаты общество оплачивало образование, а государство было посредником и проводником.
В индустриальном обществе высшее образование обеспечивает возможность получения дополнительного дохода. Следовательно, его получатель должен инвестировать в свой будущий доход осознанно и с максимальной ответственностью. При этом не должны возникать преграды на пути способных и желающих стать студентами и приобрести багаж новых и эффективных знаний. Государство может выдавать студенту необходимые для получения образования средства прямым образом, а не опосредованно обучающему его вузу. Это может делаться в виде беспроцентного кредита с возвратом в течение 20 или более лет. В результате просто перенаправляется поток денег от государства, который пойдет в вуз через студента.
В несколько измененном виде эта система работает уже сейчас. Только все работающее население оплачивает высшее образование тех, кто его получал. Таким образом, оплату выполняют все, а учатся не все.
На повышение эффективности направлен новый закон об образовании. Для его разумного исполнения важна помощь педагогов, юристов, экономистов и, безусловно, контроль со стороны общества. Тем более, что этот закон затрагивает подавляющее большинство молодого населения, от успехов или неуспехов которого зависит будущее страны.
Крупная индустрия
Технологии и производство замерли на уровне 80-х годов прошлого столетия. Авиационная, космическая и ядерная промышленности в какой-то степени держатся. Определенное развитие претерпевают энергетика, газо – и нефтедобывающая и транспортирующая промышленности.
Для развития крупной индустрии необходима жесткая диктатура государства, которая по многим причинам не может быть использована теперь, либо умелое и энергичное вовлечение малого и среднего инновационного предпринимательства. Однако для этого он должен сделать ответственный шаг и превратиться в крупный.
Малый и средний инновационный бизнес
Успешное развитие такого бизнеса – гарантия технологического процветания общества. Если для продвижения крупной индустрии требуются колоссальные вложения, то малый и средний бизнес может быстро развиваться при существенно меньшей поддержке.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия, Россия постоянно декларировала поддержку малому и среднему бизнесу. Однако на протяжении 15 лет практически никто не хотел заниматься решением задач такого бизнеса. Шла эпоха тотальной приватизации, где не было места инновационному бизнесу. В результате приватизация стала антиинновационной.
При этом при отсутствии внимания со стороны государства и инфраструктуры инновационного бизнеса в России возникла его тонкая, жизнеспособная прослойка. Начиная с 2004 года, стали появляться новые институты и программы развития инновационного предпринимательства. Так, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, руководимый И.Бортником, запустил программу "Старт". Инновационная идея проходит научно-технологическую и экономическую экспертизы Фонда. В случае положительной оценки, создаваемое предприятие получает поддержку на первый – третий годы в размере 1, 2 и 3 млн. руб. в год, соответственно, причем на второй и третий год необходимо найти дополнительное финансирование из альтернативных источников. В результате создаются и работают новые инновационные предприятия.
В 2007 году была создана госкорпорация нанотехнологий, позднее преобразованная в ОАО "РОСНАНО". Объем финансирования корпорации даже по зарубежным меркам очень большой – 130 млрд. руб. Непременное условие финансирования ею проекта – организация российского производства в области нанотехнологий. Такой выбор не случаен. Во-первых, практически все индустриально развитые страны к этому моменту уже запустили национальные нанотехнологические программы. Инициатором в 1999 году выступили США. Тогда конгресс, а затем и Президент США Б.Клинтон одобрили стратегическую наноинициативу. Этому примеру последовали европейские страны и Япония.
РОСНАНО столкнулось с неожиданным результатом. Количество достойных поддержки проектов оказалось меньше, чем ожидалось. Это констатация реального положения дел – инновационная прослойка существует, но она тонка. Часть из уже сложившегося инновационного бизнеса не была готова для длительной и сложной процедуры прохождения проектов. Кроме того, РОСНАНО предполагает участие и в уставном капитале существующей или вновь создаваемой компании. Последнее делается для повышения гарантий возврата вложенных средств. Справедливости ради следует отметить, что при расчете своей доли в уставном капитале госкорпорация учитывала стоимость интеллектуальной собственности. До этого ни один финансовый инструмент не учитывал стоимость патентов, ноу-хау, программ для ЭВМ и других видов такой собственности.
С самого начала госкорпорация решила строить легальный, юридически обоснованный и защищенный бизнес. Юристы стали ключевыми помощниками руководителей. Однако юридически Однако грамотное ведение бизнеса в рамках одной организации, когда многие российские законы и акты часто не стыкуются друг с другом, становится делом очень утомительным. Это стало дополнительной причиной, почему часть активных инновационных компаний не пошла в РОСНАНО за поддержкой. К концу 2012 года РОСНАНО осуществило финансирование всего лишь 61 проекта.
В 2010 году создается новый институт развития – инновационный центр "Сколково". Его создание совпадает с другим важным событием. Начиная с 2010 года, происходит частичная отмена упрощенной системы налогообложения, продуктивно и успешно использовавшейся многими инновационными предприятиями. Суть этой системы сводилась к реальной поддержке инновационного бизнеса. Она носила уведомительный характер. Следовало только правильно платить налоги. Вместо социального налога в размере 36% от фонда заработной платы оставались только пенсионные отчисления в 14%. Эта система была существенной поддержкой малого инновационного бизнеса. С 2013 года происходит практически полная отмена упрощенной системы налогообложения, что наносит неоправданный удар по инновационному бизнесу, который в России в основной своей массе по-прежнему остается если не малым, то лишь средним.
Инновационный центр "Сколково" с самого начала реанимировал для участников упрощенную систему налогообложения в полном объеме, даже расширив ее границы до 1 млрд. руб. Правда, решительность уступила административной осторожности. В частности, решение об отмене ведения бухгалтерского учета тоже было отменено.
"Сколково" занимает промежуточное место между Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и ОАО "РОСНАНО". Фонд поддерживает будущих молодых предпринимателей, в основном из числа студентов и аспирантов вузов, в то время как РОСНАНО нацелено на поддержку крупных проектов с объемом финансирования в 1 млрд. и более руб. Задача инновационного центра "Сколково", чтобы в России реально заработал институт интеллектуальной собственности. Поддержанные проекты призваны в первую очередь создавать коммерчески значимые идеи в виде изобретений и технологий. Участник "Сколково" торгует интеллектуальной собственностью, покупателями которой должны стать производственные компании.
Во всех упомянутых институтах развития во главе угла – инновационная идея, которая должна заработать и привести к производству инновационного продукта. В России с идеями всегда было хорошо, с организацией производства и внедрения новых идей – всегда туго. Возможно, четко понимая это, центр "Сколково" решил сосредоточиться на том, что в стране хорошо получается, а то, что идет плохо (организацию производства) вывести за свой формат и привлечь к процессу тех, у кого это выходит хорошо. Ведь сделать производство могут зарубежные или немногочисленные успешные российские компании. При этом доступ к новым прорывным идеям они получат через формируемый рынок интеллектуальной собственности.
У инновационного центра "Сколково" существует важная стратегическая задача – создать историю успеха в локальном месте, а потом тиражировать ее по всей стране. Центр было решено создавать на абсолютно новом месте, не используя старые площадки, поскольку реформировать имеющуюся инфраструктуру под новые задачи сложнее, чем строить с нуля. "Сколково", являясь динамичной структурой, открытой к новым идеям, не теряет своей привлекательности, хотя определенная пробуксовка в реализации задумок не позволяет ему занять лидирующее положение в инновационном развитии России.
В целом в России сделаны определенные шаги в сторону инновационного развития. Созданы работающие новые институты развития, что уже неплохо.
Что дальше?
Нужны ответы на серьезные вопросы. Исчерпан ли ресурс инновационного развития Россия? Может быть, уже все дееспособные инноваторы уехали за рубеж и там преуспевают? Все ли возможное сделано?
Люди России генетически талантливы, исчерпать их ресурс не удастся никогда. Ум и талант в России – это богатство, которое невозможно измерить в денежном выражении. Испокон веков Россия не ценила свои таланты, и прошедшее 20-летие являет тому яркий пример. Сейчас поток уезжающих слабеет. Происходит это потому, что условия для эффективной работы и нормальной жизни начинают налаживаться в России.
Однако сделано далеко не все необходимое. Общество находится только в начале долгого пути. В самом деле, в первую очередь всякий талант проявляется в невероятном трудолюбии. Труд его не изнурительный и не крайне тяжелый, но в высшей степени упорный и радостный. Недаром среди академиков много долгожителей, которые и в преклонном возрасте продолжают продуктивно трудиться. Для реализации таланта нужны точные выверенные шаги.
Чтобы сила возымела действие, надо не только выбрать правильно ее величину, но и точное место приложения этой силы. Второе условие бывает важнее первого. Куда же следует прикладывать инновационный импульс? Безусловно, в те точки, где инновации уже есть, где они развиваются. Конечно, это высшая школа, которую сейчас много ругают, хотят реформировать и для которой издаются новые законы. Да, туда студенты и аспиранты ходят за новыми знаниями, умениями и навыками или просто, чтобы не идти в армию, или просто числятся. Часто они не ходят потому, что хотят сейчас и сразу зарабатывать хорошие деньги.
Статистика свидетельствует: примерно 10% от общего числа – нормальные полноценные студенты. Они относятся к учебе ответственно. Также примерно 10% студентов-выпускников выбирают работу по специальности. Если добиться, что 20% студентов будут правильно учиться и 20% выпускников вузов станут работать по специальности, это уже будет успехом. Если удастся дойти до 50% – это будет огромным достижением.
Если же сейчас начать готовить студентов для инновационной индустрии, то получается замкнутый круг. Мало инновационных предприятий, поскольку мало квалифицированных кадров, студенты не готовы выбирать инновационные специальности, поскольку они не видят, куда пойти работать. Получается, что инновационное производство и инновационное образование необходимо развивать параллельно и одновременно.
Одна из бед образования – оно не учит в полном объеме современному производству. Не учит потому, что не хватает практики на предприятиях, нет у вузов соответствующей производственной инфраструктуры. Студенты хотят быть юристами и экономистами, считая, что смогут найти хорошую работу. Они хотят быть государственными служащими, поскольку это становится выгодным бизнесом, и не хотят быть инженерами, поскольку не понимают, где потом работать.
Получается, что университеты и институты есть, и они учат студентов. Инновационное производство необходимо России как воздух, но его мало. Студенты массово не идут на такое производство, потому что его почти нет.
Простых рецептов выхода из создавшегося положения нет. Безусловно, одно из решений проблемы – создание производственной инфраструктуры в самом университете. Конечно, это не значит, что у каждого университета возникнет своя заводская труба или студенты будут ходить в промасленных халатах. Определенная часть читателей именно так воспринимает то, что, по их мнению, является заводом. Кроме того, большинство из них так и не видело современных чистых производств.
Итак, вуз и современный завод – содружество структур, одинаково нуждающихся друг в друге. Вузы богаты идеями, но воплотить их в конечный продукт нет возможности и инфраструктуры и, в конечном счете, нет хотя бы небольших производственных мастерских.
Приоритеты. Цепочка или круг?
Чтобы вузы стали локомотивами развития российской индустрии, необходимы правильный выбор и адекватная формулировка основных приоритетов их деятельности. Важную роль играет реализация инновационной цепочки "Идея – Лаборатория – Производство – Спрос".
Идеи, в том числе прорывные, играют первостепенную роль. Начальная проверка идеи может проводиться в лаборатории. Уже на этом этапе вузы сталкиваются с низкой технологической оснащенностью, нехваткой ресурсов, неразвитостью внешней инфраструктуры, отсутствием горизонтальных связей между лабораториями. В результате идея не доходит до лабораторной проверки на реализуемость и перспективность. Практически в 100% вузов инновационная цепочка обрывается на звене "Производство". Возможно, между вторым и третьим звеньями существует небольшой ручеек благодаря неистребимому энтузиазму и упорству ученых, исследователей и специалистов. Следует заметить, что связь между двумя первыми звеньями цепочки не так прочна, как может показаться. Все чаще отсутствие технологических возможностей не позволяет реализовать новую идею, причем это касается не только сложных биомедицинских технологий, но и многих других областей естествознания – физики, химии, биологии, материаловедения.
Следует признать, что отечественное производство способно обеспечить платежеспособный спрос на инновационные продукты лишь в незначительной степени. Современные товары широкого потребления, как правило, имеют иностранное происхождение. Несмотря на предпринимаемые усилия – автомобили и самолеты российского производства быстро теряют позиции и уступают место зарубежным моделям. В самом деле, спрос ставит высокие планки, которые российское производство не может преодолеть в силу технических, технологических, организационных, людских, финансовых и других проблем. Техническое и технологическое перевооружение, повышение общей культуры производства, подготовка профессиональных кадров – лишь часть их.
В цепочке Идея – Лаборатория – Производство – Спрос последнее и первое звенья должны иметь прочную связь. Спрос должен инициировать идеи и помогать их рождению. В логическом завершении цепочка замыкается и превращается в окружность.
Три шага вперед
Первый шаг
Чтобы цепь была крепкой, важно найти слабое звено и его починить. Если же таких звеньев два: "Лаборатория" и "Производство", оптимальный шаг на начальном этапе – объединить два звена в одно. Результатом может быть многоголосица, особенно, если прислушиваться к не вполне объективным голосам. Именно там, где сосредоточены идеи и люди – носители этих идей, следует объединить усилия по развитию лаборатории и производства: в вузах или в их ближайших окрестностях.
У вуза должно быть свое рентабельное производство – компактное, практически полностью автоматизированное, экологически чистое. Конечно, около вуза не удастся разместить предприятие с миллионным выпуском автомобилей. Почему размещение около автодорожного института небольшого завода-мастерской с выпуском около сотни престижных автомобилей кажется невыполнимой задачей? Почему выпуск небольшой партии востребованных беспилотных самолетов – неразрешимая задачадля технического университета? Инициатива должна идти встречными потоками: сверху и снизу. Вуз говорит, что он хочет и может делать, министерства анализируют спрос и составляют списки. Потоки встречаются и превращаются в востребованные продукты.
За вузами остается их главная функция – учить. Появляется возможность – учить на деле. Университетские лаборатории-заводы открывают перспективы для смелого экспериментирования. Они сокращают время от рождения идеи до ее реализации. Такие заводы могут дать быстрый старт выпуску инновационных промышленных товаров. Полномасштабное тиражирование инновационных продуктов на основе созданных и апробированных технологий неминуемо будет осуществляться уже на самостоятельных производствах. Это следующий шаг.
Второй шаг
Университетские лаборатории-заводы инициируют появление инновационных продуктов. Ко второму шагу надо готовиться уже сейчас. Нормативная база промышленного строительства чрезвычайно забюрократизирована, основана на понятиях социалистического строительства, из которых целесообразно выбросить стопоры и оставить разумное и правильное.
Конкретный пример. Инновационная компания (Центр перспективных технологий – ЦПТ), разрабатывающая и производящая измерительное оборудование для нанотехнологий в сфере биологии, медицины и материаловедения, решила расширить собственное производство. По совету Министерства экономического развития РФ она вышла на Особую экономическую зону в Дубне. В июне 2011 года проект получил поддержку со стороны руководства этой зоны и правительства Московской области. Компания объявила о запуске через два месяца цеха прецизионной механообработки. Здание должно было строиться по типу быстровозводимых конструкций, а обрабатывающие центры для уменьшения вибраций – устанавливаться на бетонных подушках на грунте. Руководство экономической зоны сразу проявило желание поддержать проект, но аргументировано объяснило, что за два месяца это сделать невозможно. Необходимость землеотведения, согласования документации, получения разрешения на строительство и ввод предприятия в эксплуатацию, оформление разрешительной документации со стороны санэпидемстанции, пожарных служб и прочих ведомств потребуют не менее двух лет до начала строительства. Если же все-таки через два года будет запущен участок механообработки, то против руководства компании будет возбуждено уголовное дело за незаконное предпринимательство.
Второй шаг очень ответственный. Нормативно-юридическая база должна способствовать организации производства, особенно, если необходимо все сделать в сжатые сроки. Таким образом, первые два шага надо делать одновременно.
Третий шаг
Он касается планирования и размещения производства. Тот, кто хорошо зарекомендовал себя в университетских лабораториях-заводах, успешно стал выпускать и продавать инновационную продукцию, безусловно, захочет создать самостоятельное производство. Скорее всего собственных средств у удачливого предпринимателя не будет хватать. Необходима государственная поддержка с четкими правилами помощи и контроля. Должны быть разработаны юридическая и правовая базы. По всей видимости, должны быть три кванта финансирования – для микропроизводств (продажи – 50 млн. – 100 млн. руб.), мини-производств (продажи – 250 млн. – 500 млн. руб.), средних производств (продажи – 1 млрд. – 2,5 млрд. руб.). Средства должны обеспечиваться беспроцентной ссудой со сроком возврата в 10 лет. Возможно, цифры можно скорректировать, если их проработка и анализ не займут много времени.
Производственные кластеры создаются в вузах. Их задача – сократить путь от идеи до ее воплощения в практический результат (изделие, прибор, материал, новую технологию). Такие кластеры становятся прообразами современных производств. Для их масштабного запуска необходимы новые правила игры – четкая, упрощенная и разумная правовая база, чтобы строительство нового завода не превращалось в череду головоломок, и перед энергичным предпринимателем не появлялись административно-бюрократические преграды. Тогда заводы можно строить следующим образом:
выбирается вуз, определяются его компетенции, выясняется, может ли он обеспечить выпуск опытных партий продуктов;
завод создается на расстоянии не более 300 м от вуза, чтобы студент смог дойти до него за
6 мин;
в наноиндустрии нужны быстрые шаги. Если не сделать их самим, их сделают другие.
В целом роль России в будущей глобальной политике будет во многом зависеть от того, сумеет ли страна создать за 10–20 лет развитую наноиндустрию в материаловедении, технике, информатике, биотехнологии, медицине и в других близких областях. ■
Most attempts to present the newest history of Russia of the 20th century, as a rule, use only two colors – black and white. The history turns out very contrasting. However, for the given case red and white would be more suitable than black and white. How to compare the colors from the first and second pairs is a problem, unsolvable today and even more so in the past. To give an unequivocal answer, would mean to impoverish and belittle the great Russian history of the 20th century.
Obviously, the history of Russia of the past century is full of great achievements and sufferings. Its main feature is that by the beginning of the fourth quarter of the 20th century, from a rapidly developing, but agrarian country, Russia turned into an industrial superpower in the form of the USSR. The prompt subsequent collapse of the superpower was a total surprise not only for historians and foreign analysts, but also for the wide public circles of the country.
In the middle of the century an unprecedented mobilization of human resources occurred, which ensured the victory of the Soviet people in the Second World War. History confirms that strength of the people’s spirit is the most important factor for achievement of the unattainable.
However, the strength of the spirit alone may not be enough, also needed are knowledge, intellect and skills. In the pre-war years the country created an industrial basis, which in combination with special qualities of the people ensured their victory over a technically sophisticated enemy. That was a victory of spirit and also of the technologies and industry.
In mid 1980s a rapid development of the construction materials industry began. Foreigners in Russia were surprised, how rapidly the image of the country changed.
Events in Russia of late 1980s – early 1990s are often qualified as a revolution in the field of political reorganization. Exactly during the same period Russia actively joined the scientific and technical revolution: computer hard- and soft-ware technologies, cellular communications and Internet began to develop.
In the historical period within 1917–1985, educated population appeared in Russia represented by scientific and technical intelligentsia. This became possible owing to the available efficient system of primary, high and higher education, which generated a community of highly educated people. Hence a very important conclusion – we should borrow the very best from the Soviet system of education, which, indeed, was the best in the world.
Several examples prove this. At the turn of 1990s there was a mass emigration of the Soviet intelligentsia to Israel. As a result Israel turned into a highly-intellectual state, and former Soviet scientists, engineers and specialists played a great role in this. Another example is a successful integration of Russian scientists in practically all the leading world research centers.
This means that we should change very many things in this country, but not the system of education, which, undoubtedly, needs help and could be corrected. Actually, education is a basis for success in a modern society. Intellect de facto becomes the main productive force. Highly productive factories and plants appear manufacturing new intellectual kinds of products.
Now invariable praise of the western technologies and criticism of the Russian realities gradually become the matter of the past. Efforts are concentrated on elaboration of the strategy and tactics for development of the Russian production sphere.
Since the beginning of the shock therapy in 1992, we have witnessed a general emancipation of the population. In twenty years a generation of people appeared focused on a commercial success. At the same time, private ownership in Russia has not become highly efficient and profitable. The industrial giants of its economy either disappeared or remained practically at the level of 1980s. At the same time only a highly industrialized and highly technological society can be successful.
Education
As a whole Russian education has not avoided the general world trend – decline of the interest of the society’s young members in a full-value higher education. At the same time an industrialized society needs personnel of the highest qualifications. Unfortunately, sometimes higher school cannot answer the question, what exactly should be taught, because it is not within its competence to form the demand. This should be done by the industry or higher school on the basis of the analysis of the urgent needs.
Absence of a powerful Russian industry does not allow us to support the education system itself and to form financially substantiated demands for it. At the same time there still is a demand for highly qualified university graduates, but it is most actively and persistently demonstrated by foreign hi-tech companies. As a result the problem of Russian education is that quite often the money is wasted on training of future employees for other countries.
It turns out, that the basic problems are not in the education itself, but in the society’s demand for the educated people. The situation may seem paradoxical. Indeed, if you ask the director of any Russian hi-tech company, what does his enterprise need, one of the answers will surely be – highly qualified specialists. At the same time the national high-tech sector does not have not enough resources to exert an active influence on the Russian education.
If we sum up the results, reasonable approaches to the problems of education can lead to magnificent results. All the more so, the Russian education has a good foundation, reliable basis and positive traditions.
It is crucially important that higher education should be paid. In the past the state paid for it. As a result the society paid for it through taxes and wages, and the state played the role of an intermediary and conductor.
In an industrialized society a higher education provides opportunity to get more income. Consequently, its recipient should make investments in his own future consciously and with maximum responsibility. At that there should be no barriers for those who can and wish to become students and acquire a luggage of new and efficient knowledge.
A state can provide the means, necessary for obtaining of education, directly to a student, instead of doing it mediately, through a higher school, which trains him. This can be done in a form of an interest-free credit to be returned within 20 or more years. Due to such a form a flow of money from the state is diverted, and simply goes to a higher school through a student.
In a somewhat different form this system is already operating now, but all the working population pays for the education of those, who get it. Thus everybody pays, but not everybody studies. The new law on education is aimed to increase the efficiency. But its proper implementation requires help of the teachers, lawyers, economists and, of course, it requires control from the society. The more so, the law concerns the overwhelming majority of the young people, whose success or failure will determine the country’s future.
Large industry
Its technologies and productions are frozen at the level of 1980s. Aviation, space and nuclear industries to some extent keep afloat. A certain development is observed in the power, gas- and oil-extracting and transportation industries.
Development of the large industry requires a rigid dictatorship of the state, which for many reasons is unthinkable now, or skilful and vigorous involvement of the small and medium innovative business. However, for this it will have to make a responsible step and turn into a big business.
Small and medium innovative business
Successful development of such a business guarantees technological prosperity of society. If advancement of the large industry demands enormous investments, the small and medium business can develop rapidly with essentially smaller support required.
Since 1990s, Russia has constantly declared its support to the small and medium business. However during 15 years practically nobody wished to be involved in the problems of such business. That was an epoch of total privatization leaving no room for an innovative business. As a result the privatization became anti-innovative.
At that in the absence of attention from the state and of an infrastructure for the innovative business, its thin, viable layer emerged in Russia. After 2004 new institutes and programs for development of innovative business began to appear. Thus the Fund for Assistance to Development of Small Forms of Entrepreneurship in the Scientific and Technical Sphere, headed by I.Bortnik, initiated the Start Program.
Innovative ideas pass the scientific-technological and economic expertise of the Fund. In case of a positive rating the enterprise to be established gets support in its first-third years in the amount of one, two and three million rubles a year, correspondingly. At that in the second and third years it has to find additional support from alternative sources. Thus new innovative enterprises are established and function.
In 2007 Corporation of Nanotechnologies was established. Later it was transformed into ROSNANO Co. Even by foreign standards the volume of its financing is huge – 130 billion rubles. Its compulsory condition for provision of financing for a project is organization of a Russian production in the sphere of nanotechnologies. This is not accidental. First, by that moment practically all the industrialized countries had already launched their national nanotechnological programs. The initiator was USA in 1999, when the Congress and then US President B.Clinton approved the strategic nanoinitiative. The European countries and Japan followed the example.
ROSNANO encountered an unexpected problem. The number of the projects worthy of support turned out to be smaller than expected. This is a reality – an innovative layer exists, but it is too thin. Part of the existing innovative business was not ready for a prolonged and complicated procedure of approval of projects.
Besides, ROSNANO offers its participation not only in financing, but also in the authorized capital of the existing or newly emerging company. The latter is done to raise the guarantees of the return of investments. For the sake of justice it should be pointed out that in calculation of its share in the authorized capital the state corporation took into account the cost of the intellectual property. Never before, not a single financial instrument took into account the cost of patents, know-how, software and other kinds of such property.
From the very beginning the state corporation decided to build legal, juridically substantiated and protected business. Lawyers became the key assistants of the SEO. However, juridically correct conducting of business becomes too tiresome, when it is done just within the framework of one organization and many Russian laws and acts do not match each other. It was another reason why some of the active innovative companies did not ask ROSNANO for help. By the end of 2012 ROSNANO had financed only 61 projects.
In 2010 a new institute of development – Skolkovo Innovative Centre was established. This fact coincided with other important event. Since 2010, a gradual abolition had been going on of a simplified taxation system, which was productively and successfully used by many innovative enterprises. The essence of this system boiled down to a real support of the innovative business. It had a notifying character.
It had only to pay taxes correctly. Instead of the social tax at the rate of 36% from a wage fund, only pension deductions of 14 % remained. This system was an essential support for the small innovative business. After 2013 there was practically a gradual but full abolition of the simplified taxation system, an unjustified blow to the innovative business, which in Russia in its basic mass still remained if not small then only medium.
From the very beginning Skolkovo Innovative Centre reanimated for its participants the simplified taxation system in full volume, and even expanded its frames up to 1 billion rubles. However, a resoluteness gave way to an administrative caution. In particular, the decision on cancellation of conducting of book keeping was cancelled, too.
Skolkovo occupies an intermediate position between the Fund of Assistance to Development of Small Forms of Enterprises in the Scientific and Technical Sphere and ROSNANO Co. The Fund supports the future young businessmen, basically, from among students and post-graduate students of higher schools, while ROSNANO is aimed to support large projects with the volume financing of a billion rubles and over.
The aim of Skolkovo Innovative Centre is to make the intellectual property institute really work in Russia. The supported projects are to create, first of all, commercially significant ideas in the form of inventions and technologies. Skolkovo participants sell intellectual property, the buyers of which are expected to be industrial companies.
In all the above-mentioned institutes of development the corner stone is an innovative idea which should work and result in manufacture of an innovative product. Russia has never been short of ideas, but organization of manufacture and introduction of new ideas have always presented a problem. Probably, with this understanding, Skolkovo Center decided to concentrate its attention on what we do good in this country, and leave the rest – organization of manufacture, to those, who can do it well. After all, a production can be organized by foreign or certain (although few) successful Russian companies. At that they will get access to new breakthrough ideas through the emerging market of the intellectual property.
Skolkovo Innovative Centre has an important strategic task: to create a history of success in a certain locality, and then to duplicate it all over the country. It was decided to create the center in an absolutely new place, not using the old platforms, because it is more difficult to reform the available infrastructure for the new tasks, than to build something from scratch.
Skolkovo, being a dynamic structure open for new ideas, does not lose its attractiveness, although certain problems with realization of some ideas does not allow it to become a leader in the innovative development in Russia.
In general, certain steps have been made in the direction of an innovative development in Russia. New working institutes of development have been established, which is already a good thing.
What is next?
Has the resource for innovative development in Russia been exhausted? Had all the capable innovators already gone abroad and succeeded there? Have we done everything possible?
People of Russia are genetically talented, and it will never be possible to exhaust their resource. Brains and talents in Russia are its riches, which cannot be measured in money terms. It would be absurd to compare them with tons of oil or cubic meters of gas.
Since time immemorial Russia has not appreciated its talents, and the past 20 years is a vivid example of this. Now the flow of the outgoing people weakens, because conditions for an efficient work and normal life begin to appear in Russia.
However, not everything possible has been done. Our society is only at the beginning of its long path. Indeed, every talent shows itself in an incredible diligence. This labor is not too hard and exhausting, but very persistent and joyful. It is not by chance that among academicians there are so many long-livers who even in their old age continue to work productively. For realization of a talent accurate and verified steps are needed.
In order to be efficient, a force must not only be correctly evaluated, but also be applied to the right point. The latter term could be even more important. So, where should we apply the innovation impetus? No doubt, we should apply it to those points, where innovations already exist and develop. Of course, it is the higher school, which now is being criticized a lot, which is to be reformed and for which new laws are issued. Yes, students and post-graduate students go there to get new knowledge, qualifications and skills, or in order to avoid a draft or just to kill time, or even do not go there at all, because they want a lot of money and at once.
According to statistics, 10% of their total number are normal full-fledged students, with a responsible attitude to their studies. About 10 % of the graduates choose jobs in accordance with their specialty. If we reach the situation, when at least 20 % of the students study properly and 20% of the higher school graduates get jobs in accordance with their specialties, it will already be a success. If we manage to reach a 50% level, it will be a huge achievement.
If we begin to train students for the innovative industry now, we find ourselves in a vicious circle. Innovative enterprises are very few, because they lack qualified personnel, and students are not ready to choose innovative specialties, because they do not see, where to get jobs, which means that innovative productions and innovative education should be developing in parallel and simultaneously.
One of the problems of our education is that it does not fully prepare students for the modern industry, because they lack practice at the enterprises, and the higher schools lack the corresponding industrial infrastructure. Students wish to become lawyers and economists, thinking, they can find good jobs. They wish to be civil servants, because they see a profitable business in that, and do not wish to be engineers, because they do not know, where to work then.
It turns out, that we have universities and institutes, and they train students. Russia needs innovative industries as badly as air, but they are very few. Most students do not go to work in such industries, because they are almost nonexistent.
There are no simple recipes for a way out of the exiting situation. Undoubtedly, one of possible solutions to the problem is creation of an industrial infrastructure within a university. Certainly, it would not mean that each university will have a chimney-stalk, or that students will wear oiled overalls, as some of our of readers imagine a factory, because they have not seen modern clean productions.
So, higher school and modern factory is a cooperation of the structures needing each other. Higher schools are rich with ideas, but have no opportunities and infrastructures to embody them in an end-product, and, finally, they have no even small industrial workshops.
Priorities. A Chain or a Circle?
In order to turn higher schools into the locomotives of development of the Russian industry, we need a correct selection and adequate formulation of the basic priorities of their activity. An important role here belongs to realization of an innovative chain "Idea – Laboratory – Production –Demand".
Ideas, including the breakthrough ones, play a paramount role. An initial test of an idea can be done in laboratories. Already at that stage higher schools demonstrate a low level of technological equipment, shortage of resources, backwardness of the external infrastructure and lack of horizontal links between the laboratories. As a result an idea does not reach a laboratory check for feasibility and prospects. Practically in 100 % of higher schools the innovative chain breaks with the link Production.
Perhaps, there is a small streamlet between the second and the third links thanks to an ineradicable enthusiasm of the scientists, researchers and specialists. It is necessary to point out, that the connection between the two first links of the chain is not so strong, as it seems. More and more often lack of technological possibilities does not allow them to realize a new idea, and this concerns not only complex biotechnological technologies, but also other fields of natural sciences – physics, chemistry, biology and materials science.
It is necessary to recognize, that Russian industry can ensure a solvent demand for innovative products only to an insignificant degree. As a rule, the modern and demanded consumer goods are of foreign origin. Notwithstanding the undertaken efforts – Russian cars and planes quickly lose their positions and give way to foreign models.
Indeed, demand establishes high standards, which the Russian industries cannot meet owing to the technical, technological, organizational, human, financial and other problems. Technical and technological reequipment, improvement of the general culture of manufacture, training of professional personnel are only some of them. It is very important, that in the society there is an understanding of them, which in a combination with a will is expected to result in action.
In the chain Idea – Laboratory – Production – Demand the last and the first links should also have strong connection. The demand should initiate ideas and help to generate them. In the logical end the chain closes and turns into a circle.
Three Steps Forward
The first step
In order to make a chain strong we should find a weak link and strengthen it. If there are two such links: Laboratory and Production, then in the conditions of limited time and means at the initial stage it is necessary to integrate the two links in one. As a result we can get a polyphony of opinions, especially, if we listen to the lobbist, corporate, parochial, comprador, corruption and other not so objective voices.
Meanwhile the answer is obvious. Exactly where the ideas and people, their carriers, are concentrated, we should join the efforts for a simultaneous development of the laboratories and productions. That means, in the higher schools or adjacent territories.
A higher school should have its own profitable, compact, practically fully automated and ecologically clean production. Certainly, it will not be possible to establish near a higher school an enterprise producing a million of cars. But why placement of a small factory-workshop making a hundred of prestigious cars of Porsсhe or Lambаrdgini class near a road institute would seem to be an impracticable task?
Why production of a small batch of highly required drones is an unsoluble problem for a technical university? An initiative should go both ways: from above and from below. A higher school should say what it wants and can do, the ministries will analyze the demand and make lists. Two streams will meet and turn into the required products.
The main role of the higher schools is still the same – to teach. But an opportunity appears to teach in practice. University laboratories-factories open new prospects for courageous experiments. They reduce the period of time from the birth of an idea up to its realization. Such factories can give a fast start for production of innovative industrial goods. A large-scale duplicating of the innovative products on the basis of the developed and approved technologies will inevitably be carried out already in independent productions. But this is the following step.
The second step
University laboratories-factories generate innovative products. We should be prepared for the second step already now. The matter is that the normative base of an industrial construction is extremely bureaucratized, it is founded on the concepts of the socialist construction from which it would be expedient to throw out all the stoppers and rubbish, but leave everything that is reasonable and correct, which is also available there in significant quantity.
One concrete example. An innovative company – the Center of Perspective Technologies (CPT), developing and producing measuring equipment for nanotechnologies in the sphere of biology, medicine and materials technology, decided to expand its own manufacture. According to the advice of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation it addressed the Special Economic Zone in Dubna. In June, 2011, the project got support from the administration of this zone and the Government of the Moscow Region. The company announced a launch in two months of a shop for precision machining processing – the main vector of development of its own manufacture.
The building for it was meant to be of a quick-construction design, and the processing centers were to be fixed on concrete pillows in the ground in order to reduce vibrations. Administration of the economic zone demonstrated its desire to support the project at once, but argued, that it would be impossible to realize the project in two months.
Allotment of land, approval of documents, permission for construction and operation of the enterprise, permissions from the medical, fire and other departments would require at least 2 years before the start of construction. Still, if the shop is commissioned in two months, its administration will be legally prosecuted for an unauthorized business.
It turns out, that the second step is very responsible. The normative-legal base should encourage organization of production, especially, if everything is to be done in a very limited period of time. Thus, the first two steps should be made simultaneously, that is, in a kind of a double leap.
The third step
It concerns planning and location of an enterprise. Those, who acquired a good reputation in the university laboratory-shops, successfully started manufacture and distribution of innovative products, no doubt, will be interested to establish an enterprise of their own. At the same time most likely the successful businessman will lack money. A state support is necessary with clear rules and control. The corresponding legal and law bases should be elaborated.
There should be three kinds of financing – for micro-productions (sales volume of 50 million rbl. – 100 million rbl.), mini-productions (sales volume of 250 million rbl. – 500 million rbl.), medium productions (sales volume of 1 billion rbl. – 2.5 billion rbl.). The means should be provided through interest-free loans with a return period of 10 years. Probably, the figures can be corrected, if their examination and analysis do not take too much of time.
Production clusters are established in universities. Their task is to shorten the way from an idea up to its embodiment into practical results (products, devices, materials, new technologies). Such clusters become prototypes of modern productions. For their large-scale launch we need new game rules – a clear, simplified and reasonable law basis, so that construction of a new factory would not turn into a series of insoluble problems and headaches, so that an active businessman would not have to overcome endless administrative-bureaucratic barriers.
Then factories for nanoindustry could be built in the following way:
A profile higher school is selected, its competence determined as well as its potential for production of pilot batches of high-class products.
A factory is built within 300 m from a higher school, so that a student can walk the distance in 6 min.
It is important to start the business at once. Nanoindustry requires quick steps. If we do not make them, somebody else will.
In general the role of Russia in the global politics will to a great extent depend on its ability to establish in a short historic period of 10–20 years its own developed nanoindustry in materials science, technologies, informatics, biotechnology, medicine and other fields. ■
Ясно, что история России прошлого века – это великие свершения и страдания. Главнейшая ее черта состоит в том, что Россия из быстроразвивающейся, но аграрной, страны превратилась к началу четвертой четверти ХХ столетия в индустриальную супердержаву в виде СССР. Произошедший вскоре распад этой супердержавы стал неожиданностью не только для историков, иностранных политологов, но и для широких слоев населения.
В середине столетия произошла невиданная мобилизация человеческих ресурсов, обеспечившая победу советского народа во Второй мировой войне. История подтверждает, что сила духа народа – самое главное для достижения недостижимого.
Однако, одной силы духа может быть недостаточно, необходимы также знания, интеллект, умения. В предвоенные годы в стране был создан индустриальный базис, который при наличии особых качеств народа обеспечил победу над технически совершенным противником. Это была победа духа и одновременно техники и индустрии.
Начиная с середины 80-х годов прошлого века быстрыми темпами стала развиваться индустрия строительных материалов. Иностранцы, приезжавшие в Россию, искренне удивлялись, как быстро меняется облик страны.
События в России второй половины 80-х – начала 90-х годов прошлого века часто называют революцией в области политического переустройства.Именно в это же время Россия активно включилась и в научно-техническую революцию: стали развиваться компьютерные и программные технологии, сотовая связь, Интернет.
Для исторического периода, который принято ограничивать 1917–1985 годами, характерно появление в России образованного населения, представленного научно-технической интеллигенцией. Это стало возможным вследствие наличия продуманной системы начального, среднего и высшего образования. Из этого напрашивается важный вывод – следует копировать лучшее из советской системы образования. В самом деле, советское образование было лучшим в мире. Подтверждает это несколько примеров. На рубеже 90-х годов прошлого века прошла массовая эмиграция советской интеллигенции в Израиль. В итоге Израиль превратился в высокоинтеллектуальное государство, в чем велика роль бывших советских ученых, инженеров и специалистов. Другой пример – успешная интеграция российских ученых практически во все ведущие мировые научные центры.
Как следствие, в стране следует менять очень многое, но не систему образования, которой, несомненно, надо помогать и что-то подправлять. В самом деле, образование – это основа успеха современного общества. Интеллект де-факто становится основной производительной силой. Появляются высокопроизводительные фабрики и заводы, выпускающие новые виды интеллектуальной продукции.
Теперь постоянное восхваление западных технологий и непристанная критика российской действительности постепенно проходят. Усилия направляются на выработку стратегии и тактики развития российского производства.
C начало шоковой терапии в 1992 году произошло общее раскрепощение населения. За 20 лет выросло поколение людей, ориентированных на коммерческий успех. Вместе с тем частная форма собственности не заработала и не стала высокоэффективной и рентабельной. Индустриальные гиганты экономики или исчезли или остались практически на уровне 80-х годов прошлого столетия. Вместе с тем успешным может быть только высокоиндустриальное и высокотехнологичное общество.
Образование
В целом российское образование не избежало общей мировой тенденции – падения интереса со стороны молодых членов общества к получению полноценного высшего образования. Вместе с тем индустриальному обществу нужны кадры высшей квалификации. К сожалению, на вопрос – чему конкретно учить, высшая школа не может зачастую дать ответ. Ведь она не формирует запросы. Это должна делать индустрия или высшая школа на основе анализа насущных потребностей.
Отсутствие мощной российской индустрии не позволяет поддерживать систему образования и формировать материально обеспеченные запросы. Вместе с тем заказ на высококвалифицированных выпускников вузов имеется, однако энергично и настойчиво проявляют его зарубежные высокоиндустриальные компании. В результате одна из бед российского образования состоит в том, что нередко средства тратятся на обучение будущих работников для других стран. Получается, что основные проблемы не в самом образовании, а в потребностях общества в образованных людях. Ситуация может показаться парадоксальной. В самом деле, если спросить у любого директора высокотехнологичной российской компании, чего ему не хватает, то среди ответов будет обязательно один – высококлассных специалистов. Вместе с тем у национального высокотехнологического сектора не хватает ресурсов для активного влияния на российское образование.
Если подводить итог, разумные подходы к решению проблем образования могут привести к великолепным результатам. Тем более, что в российском образовании имеется хороший фундамент, надежный базис и положительные традиции.
Кардинально важно – высшее образование должно быть платным. Просто раньше за него платило государство. В результате через налоги, через недоплату зарплаты общество оплачивало образование, а государство было посредником и проводником.
В индустриальном обществе высшее образование обеспечивает возможность получения дополнительного дохода. Следовательно, его получатель должен инвестировать в свой будущий доход осознанно и с максимальной ответственностью. При этом не должны возникать преграды на пути способных и желающих стать студентами и приобрести багаж новых и эффективных знаний. Государство может выдавать студенту необходимые для получения образования средства прямым образом, а не опосредованно обучающему его вузу. Это может делаться в виде беспроцентного кредита с возвратом в течение 20 или более лет. В результате просто перенаправляется поток денег от государства, который пойдет в вуз через студента.
В несколько измененном виде эта система работает уже сейчас. Только все работающее население оплачивает высшее образование тех, кто его получал. Таким образом, оплату выполняют все, а учатся не все.
На повышение эффективности направлен новый закон об образовании. Для его разумного исполнения важна помощь педагогов, юристов, экономистов и, безусловно, контроль со стороны общества. Тем более, что этот закон затрагивает подавляющее большинство молодого населения, от успехов или неуспехов которого зависит будущее страны.
Крупная индустрия
Технологии и производство замерли на уровне 80-х годов прошлого столетия. Авиационная, космическая и ядерная промышленности в какой-то степени держатся. Определенное развитие претерпевают энергетика, газо – и нефтедобывающая и транспортирующая промышленности.
Для развития крупной индустрии необходима жесткая диктатура государства, которая по многим причинам не может быть использована теперь, либо умелое и энергичное вовлечение малого и среднего инновационного предпринимательства. Однако для этого он должен сделать ответственный шаг и превратиться в крупный.
Малый и средний инновационный бизнес
Успешное развитие такого бизнеса – гарантия технологического процветания общества. Если для продвижения крупной индустрии требуются колоссальные вложения, то малый и средний бизнес может быстро развиваться при существенно меньшей поддержке.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия, Россия постоянно декларировала поддержку малому и среднему бизнесу. Однако на протяжении 15 лет практически никто не хотел заниматься решением задач такого бизнеса. Шла эпоха тотальной приватизации, где не было места инновационному бизнесу. В результате приватизация стала антиинновационной.
При этом при отсутствии внимания со стороны государства и инфраструктуры инновационного бизнеса в России возникла его тонкая, жизнеспособная прослойка. Начиная с 2004 года, стали появляться новые институты и программы развития инновационного предпринимательства. Так, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, руководимый И.Бортником, запустил программу "Старт". Инновационная идея проходит научно-технологическую и экономическую экспертизы Фонда. В случае положительной оценки, создаваемое предприятие получает поддержку на первый – третий годы в размере 1, 2 и 3 млн. руб. в год, соответственно, причем на второй и третий год необходимо найти дополнительное финансирование из альтернативных источников. В результате создаются и работают новые инновационные предприятия.
В 2007 году была создана госкорпорация нанотехнологий, позднее преобразованная в ОАО "РОСНАНО". Объем финансирования корпорации даже по зарубежным меркам очень большой – 130 млрд. руб. Непременное условие финансирования ею проекта – организация российского производства в области нанотехнологий. Такой выбор не случаен. Во-первых, практически все индустриально развитые страны к этому моменту уже запустили национальные нанотехнологические программы. Инициатором в 1999 году выступили США. Тогда конгресс, а затем и Президент США Б.Клинтон одобрили стратегическую наноинициативу. Этому примеру последовали европейские страны и Япония.
РОСНАНО столкнулось с неожиданным результатом. Количество достойных поддержки проектов оказалось меньше, чем ожидалось. Это констатация реального положения дел – инновационная прослойка существует, но она тонка. Часть из уже сложившегося инновационного бизнеса не была готова для длительной и сложной процедуры прохождения проектов. Кроме того, РОСНАНО предполагает участие и в уставном капитале существующей или вновь создаваемой компании. Последнее делается для повышения гарантий возврата вложенных средств. Справедливости ради следует отметить, что при расчете своей доли в уставном капитале госкорпорация учитывала стоимость интеллектуальной собственности. До этого ни один финансовый инструмент не учитывал стоимость патентов, ноу-хау, программ для ЭВМ и других видов такой собственности.
С самого начала госкорпорация решила строить легальный, юридически обоснованный и защищенный бизнес. Юристы стали ключевыми помощниками руководителей. Однако юридически Однако грамотное ведение бизнеса в рамках одной организации, когда многие российские законы и акты часто не стыкуются друг с другом, становится делом очень утомительным. Это стало дополнительной причиной, почему часть активных инновационных компаний не пошла в РОСНАНО за поддержкой. К концу 2012 года РОСНАНО осуществило финансирование всего лишь 61 проекта.
В 2010 году создается новый институт развития – инновационный центр "Сколково". Его создание совпадает с другим важным событием. Начиная с 2010 года, происходит частичная отмена упрощенной системы налогообложения, продуктивно и успешно использовавшейся многими инновационными предприятиями. Суть этой системы сводилась к реальной поддержке инновационного бизнеса. Она носила уведомительный характер. Следовало только правильно платить налоги. Вместо социального налога в размере 36% от фонда заработной платы оставались только пенсионные отчисления в 14%. Эта система была существенной поддержкой малого инновационного бизнеса. С 2013 года происходит практически полная отмена упрощенной системы налогообложения, что наносит неоправданный удар по инновационному бизнесу, который в России в основной своей массе по-прежнему остается если не малым, то лишь средним.
Инновационный центр "Сколково" с самого начала реанимировал для участников упрощенную систему налогообложения в полном объеме, даже расширив ее границы до 1 млрд. руб. Правда, решительность уступила административной осторожности. В частности, решение об отмене ведения бухгалтерского учета тоже было отменено.
"Сколково" занимает промежуточное место между Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и ОАО "РОСНАНО". Фонд поддерживает будущих молодых предпринимателей, в основном из числа студентов и аспирантов вузов, в то время как РОСНАНО нацелено на поддержку крупных проектов с объемом финансирования в 1 млрд. и более руб. Задача инновационного центра "Сколково", чтобы в России реально заработал институт интеллектуальной собственности. Поддержанные проекты призваны в первую очередь создавать коммерчески значимые идеи в виде изобретений и технологий. Участник "Сколково" торгует интеллектуальной собственностью, покупателями которой должны стать производственные компании.
Во всех упомянутых институтах развития во главе угла – инновационная идея, которая должна заработать и привести к производству инновационного продукта. В России с идеями всегда было хорошо, с организацией производства и внедрения новых идей – всегда туго. Возможно, четко понимая это, центр "Сколково" решил сосредоточиться на том, что в стране хорошо получается, а то, что идет плохо (организацию производства) вывести за свой формат и привлечь к процессу тех, у кого это выходит хорошо. Ведь сделать производство могут зарубежные или немногочисленные успешные российские компании. При этом доступ к новым прорывным идеям они получат через формируемый рынок интеллектуальной собственности.
У инновационного центра "Сколково" существует важная стратегическая задача – создать историю успеха в локальном месте, а потом тиражировать ее по всей стране. Центр было решено создавать на абсолютно новом месте, не используя старые площадки, поскольку реформировать имеющуюся инфраструктуру под новые задачи сложнее, чем строить с нуля. "Сколково", являясь динамичной структурой, открытой к новым идеям, не теряет своей привлекательности, хотя определенная пробуксовка в реализации задумок не позволяет ему занять лидирующее положение в инновационном развитии России.
В целом в России сделаны определенные шаги в сторону инновационного развития. Созданы работающие новые институты развития, что уже неплохо.
Что дальше?
Нужны ответы на серьезные вопросы. Исчерпан ли ресурс инновационного развития Россия? Может быть, уже все дееспособные инноваторы уехали за рубеж и там преуспевают? Все ли возможное сделано?
Люди России генетически талантливы, исчерпать их ресурс не удастся никогда. Ум и талант в России – это богатство, которое невозможно измерить в денежном выражении. Испокон веков Россия не ценила свои таланты, и прошедшее 20-летие являет тому яркий пример. Сейчас поток уезжающих слабеет. Происходит это потому, что условия для эффективной работы и нормальной жизни начинают налаживаться в России.
Однако сделано далеко не все необходимое. Общество находится только в начале долгого пути. В самом деле, в первую очередь всякий талант проявляется в невероятном трудолюбии. Труд его не изнурительный и не крайне тяжелый, но в высшей степени упорный и радостный. Недаром среди академиков много долгожителей, которые и в преклонном возрасте продолжают продуктивно трудиться. Для реализации таланта нужны точные выверенные шаги.
Чтобы сила возымела действие, надо не только выбрать правильно ее величину, но и точное место приложения этой силы. Второе условие бывает важнее первого. Куда же следует прикладывать инновационный импульс? Безусловно, в те точки, где инновации уже есть, где они развиваются. Конечно, это высшая школа, которую сейчас много ругают, хотят реформировать и для которой издаются новые законы. Да, туда студенты и аспиранты ходят за новыми знаниями, умениями и навыками или просто, чтобы не идти в армию, или просто числятся. Часто они не ходят потому, что хотят сейчас и сразу зарабатывать хорошие деньги.
Статистика свидетельствует: примерно 10% от общего числа – нормальные полноценные студенты. Они относятся к учебе ответственно. Также примерно 10% студентов-выпускников выбирают работу по специальности. Если добиться, что 20% студентов будут правильно учиться и 20% выпускников вузов станут работать по специальности, это уже будет успехом. Если удастся дойти до 50% – это будет огромным достижением.
Если же сейчас начать готовить студентов для инновационной индустрии, то получается замкнутый круг. Мало инновационных предприятий, поскольку мало квалифицированных кадров, студенты не готовы выбирать инновационные специальности, поскольку они не видят, куда пойти работать. Получается, что инновационное производство и инновационное образование необходимо развивать параллельно и одновременно.
Одна из бед образования – оно не учит в полном объеме современному производству. Не учит потому, что не хватает практики на предприятиях, нет у вузов соответствующей производственной инфраструктуры. Студенты хотят быть юристами и экономистами, считая, что смогут найти хорошую работу. Они хотят быть государственными служащими, поскольку это становится выгодным бизнесом, и не хотят быть инженерами, поскольку не понимают, где потом работать.
Получается, что университеты и институты есть, и они учат студентов. Инновационное производство необходимо России как воздух, но его мало. Студенты массово не идут на такое производство, потому что его почти нет.
Простых рецептов выхода из создавшегося положения нет. Безусловно, одно из решений проблемы – создание производственной инфраструктуры в самом университете. Конечно, это не значит, что у каждого университета возникнет своя заводская труба или студенты будут ходить в промасленных халатах. Определенная часть читателей именно так воспринимает то, что, по их мнению, является заводом. Кроме того, большинство из них так и не видело современных чистых производств.
Итак, вуз и современный завод – содружество структур, одинаково нуждающихся друг в друге. Вузы богаты идеями, но воплотить их в конечный продукт нет возможности и инфраструктуры и, в конечном счете, нет хотя бы небольших производственных мастерских.
Приоритеты. Цепочка или круг?
Чтобы вузы стали локомотивами развития российской индустрии, необходимы правильный выбор и адекватная формулировка основных приоритетов их деятельности. Важную роль играет реализация инновационной цепочки "Идея – Лаборатория – Производство – Спрос".
Идеи, в том числе прорывные, играют первостепенную роль. Начальная проверка идеи может проводиться в лаборатории. Уже на этом этапе вузы сталкиваются с низкой технологической оснащенностью, нехваткой ресурсов, неразвитостью внешней инфраструктуры, отсутствием горизонтальных связей между лабораториями. В результате идея не доходит до лабораторной проверки на реализуемость и перспективность. Практически в 100% вузов инновационная цепочка обрывается на звене "Производство". Возможно, между вторым и третьим звеньями существует небольшой ручеек благодаря неистребимому энтузиазму и упорству ученых, исследователей и специалистов. Следует заметить, что связь между двумя первыми звеньями цепочки не так прочна, как может показаться. Все чаще отсутствие технологических возможностей не позволяет реализовать новую идею, причем это касается не только сложных биомедицинских технологий, но и многих других областей естествознания – физики, химии, биологии, материаловедения.
Следует признать, что отечественное производство способно обеспечить платежеспособный спрос на инновационные продукты лишь в незначительной степени. Современные товары широкого потребления, как правило, имеют иностранное происхождение. Несмотря на предпринимаемые усилия – автомобили и самолеты российского производства быстро теряют позиции и уступают место зарубежным моделям. В самом деле, спрос ставит высокие планки, которые российское производство не может преодолеть в силу технических, технологических, организационных, людских, финансовых и других проблем. Техническое и технологическое перевооружение, повышение общей культуры производства, подготовка профессиональных кадров – лишь часть их.
В цепочке Идея – Лаборатория – Производство – Спрос последнее и первое звенья должны иметь прочную связь. Спрос должен инициировать идеи и помогать их рождению. В логическом завершении цепочка замыкается и превращается в окружность.
Три шага вперед
Первый шаг
Чтобы цепь была крепкой, важно найти слабое звено и его починить. Если же таких звеньев два: "Лаборатория" и "Производство", оптимальный шаг на начальном этапе – объединить два звена в одно. Результатом может быть многоголосица, особенно, если прислушиваться к не вполне объективным голосам. Именно там, где сосредоточены идеи и люди – носители этих идей, следует объединить усилия по развитию лаборатории и производства: в вузах или в их ближайших окрестностях.
У вуза должно быть свое рентабельное производство – компактное, практически полностью автоматизированное, экологически чистое. Конечно, около вуза не удастся разместить предприятие с миллионным выпуском автомобилей. Почему размещение около автодорожного института небольшого завода-мастерской с выпуском около сотни престижных автомобилей кажется невыполнимой задачей? Почему выпуск небольшой партии востребованных беспилотных самолетов – неразрешимая задачадля технического университета? Инициатива должна идти встречными потоками: сверху и снизу. Вуз говорит, что он хочет и может делать, министерства анализируют спрос и составляют списки. Потоки встречаются и превращаются в востребованные продукты.
За вузами остается их главная функция – учить. Появляется возможность – учить на деле. Университетские лаборатории-заводы открывают перспективы для смелого экспериментирования. Они сокращают время от рождения идеи до ее реализации. Такие заводы могут дать быстрый старт выпуску инновационных промышленных товаров. Полномасштабное тиражирование инновационных продуктов на основе созданных и апробированных технологий неминуемо будет осуществляться уже на самостоятельных производствах. Это следующий шаг.
Второй шаг
Университетские лаборатории-заводы инициируют появление инновационных продуктов. Ко второму шагу надо готовиться уже сейчас. Нормативная база промышленного строительства чрезвычайно забюрократизирована, основана на понятиях социалистического строительства, из которых целесообразно выбросить стопоры и оставить разумное и правильное.
Конкретный пример. Инновационная компания (Центр перспективных технологий – ЦПТ), разрабатывающая и производящая измерительное оборудование для нанотехнологий в сфере биологии, медицины и материаловедения, решила расширить собственное производство. По совету Министерства экономического развития РФ она вышла на Особую экономическую зону в Дубне. В июне 2011 года проект получил поддержку со стороны руководства этой зоны и правительства Московской области. Компания объявила о запуске через два месяца цеха прецизионной механообработки. Здание должно было строиться по типу быстровозводимых конструкций, а обрабатывающие центры для уменьшения вибраций – устанавливаться на бетонных подушках на грунте. Руководство экономической зоны сразу проявило желание поддержать проект, но аргументировано объяснило, что за два месяца это сделать невозможно. Необходимость землеотведения, согласования документации, получения разрешения на строительство и ввод предприятия в эксплуатацию, оформление разрешительной документации со стороны санэпидемстанции, пожарных служб и прочих ведомств потребуют не менее двух лет до начала строительства. Если же все-таки через два года будет запущен участок механообработки, то против руководства компании будет возбуждено уголовное дело за незаконное предпринимательство.
Второй шаг очень ответственный. Нормативно-юридическая база должна способствовать организации производства, особенно, если необходимо все сделать в сжатые сроки. Таким образом, первые два шага надо делать одновременно.
Третий шаг
Он касается планирования и размещения производства. Тот, кто хорошо зарекомендовал себя в университетских лабораториях-заводах, успешно стал выпускать и продавать инновационную продукцию, безусловно, захочет создать самостоятельное производство. Скорее всего собственных средств у удачливого предпринимателя не будет хватать. Необходима государственная поддержка с четкими правилами помощи и контроля. Должны быть разработаны юридическая и правовая базы. По всей видимости, должны быть три кванта финансирования – для микропроизводств (продажи – 50 млн. – 100 млн. руб.), мини-производств (продажи – 250 млн. – 500 млн. руб.), средних производств (продажи – 1 млрд. – 2,5 млрд. руб.). Средства должны обеспечиваться беспроцентной ссудой со сроком возврата в 10 лет. Возможно, цифры можно скорректировать, если их проработка и анализ не займут много времени.
Производственные кластеры создаются в вузах. Их задача – сократить путь от идеи до ее воплощения в практический результат (изделие, прибор, материал, новую технологию). Такие кластеры становятся прообразами современных производств. Для их масштабного запуска необходимы новые правила игры – четкая, упрощенная и разумная правовая база, чтобы строительство нового завода не превращалось в череду головоломок, и перед энергичным предпринимателем не появлялись административно-бюрократические преграды. Тогда заводы можно строить следующим образом:
выбирается вуз, определяются его компетенции, выясняется, может ли он обеспечить выпуск опытных партий продуктов;
завод создается на расстоянии не более 300 м от вуза, чтобы студент смог дойти до него за
6 мин;
в наноиндустрии нужны быстрые шаги. Если не сделать их самим, их сделают другие.
В целом роль России в будущей глобальной политике будет во многом зависеть от того, сумеет ли страна создать за 10–20 лет развитую наноиндустрию в материаловедении, технике, информатике, биотехнологии, медицине и в других близких областях. ■
Most attempts to present the newest history of Russia of the 20th century, as a rule, use only two colors – black and white. The history turns out very contrasting. However, for the given case red and white would be more suitable than black and white. How to compare the colors from the first and second pairs is a problem, unsolvable today and even more so in the past. To give an unequivocal answer, would mean to impoverish and belittle the great Russian history of the 20th century.
Obviously, the history of Russia of the past century is full of great achievements and sufferings. Its main feature is that by the beginning of the fourth quarter of the 20th century, from a rapidly developing, but agrarian country, Russia turned into an industrial superpower in the form of the USSR. The prompt subsequent collapse of the superpower was a total surprise not only for historians and foreign analysts, but also for the wide public circles of the country.
In the middle of the century an unprecedented mobilization of human resources occurred, which ensured the victory of the Soviet people in the Second World War. History confirms that strength of the people’s spirit is the most important factor for achievement of the unattainable.
However, the strength of the spirit alone may not be enough, also needed are knowledge, intellect and skills. In the pre-war years the country created an industrial basis, which in combination with special qualities of the people ensured their victory over a technically sophisticated enemy. That was a victory of spirit and also of the technologies and industry.
In mid 1980s a rapid development of the construction materials industry began. Foreigners in Russia were surprised, how rapidly the image of the country changed.
Events in Russia of late 1980s – early 1990s are often qualified as a revolution in the field of political reorganization. Exactly during the same period Russia actively joined the scientific and technical revolution: computer hard- and soft-ware technologies, cellular communications and Internet began to develop.
In the historical period within 1917–1985, educated population appeared in Russia represented by scientific and technical intelligentsia. This became possible owing to the available efficient system of primary, high and higher education, which generated a community of highly educated people. Hence a very important conclusion – we should borrow the very best from the Soviet system of education, which, indeed, was the best in the world.
Several examples prove this. At the turn of 1990s there was a mass emigration of the Soviet intelligentsia to Israel. As a result Israel turned into a highly-intellectual state, and former Soviet scientists, engineers and specialists played a great role in this. Another example is a successful integration of Russian scientists in practically all the leading world research centers.
This means that we should change very many things in this country, but not the system of education, which, undoubtedly, needs help and could be corrected. Actually, education is a basis for success in a modern society. Intellect de facto becomes the main productive force. Highly productive factories and plants appear manufacturing new intellectual kinds of products.
Now invariable praise of the western technologies and criticism of the Russian realities gradually become the matter of the past. Efforts are concentrated on elaboration of the strategy and tactics for development of the Russian production sphere.
Since the beginning of the shock therapy in 1992, we have witnessed a general emancipation of the population. In twenty years a generation of people appeared focused on a commercial success. At the same time, private ownership in Russia has not become highly efficient and profitable. The industrial giants of its economy either disappeared or remained practically at the level of 1980s. At the same time only a highly industrialized and highly technological society can be successful.
Education
As a whole Russian education has not avoided the general world trend – decline of the interest of the society’s young members in a full-value higher education. At the same time an industrialized society needs personnel of the highest qualifications. Unfortunately, sometimes higher school cannot answer the question, what exactly should be taught, because it is not within its competence to form the demand. This should be done by the industry or higher school on the basis of the analysis of the urgent needs.
Absence of a powerful Russian industry does not allow us to support the education system itself and to form financially substantiated demands for it. At the same time there still is a demand for highly qualified university graduates, but it is most actively and persistently demonstrated by foreign hi-tech companies. As a result the problem of Russian education is that quite often the money is wasted on training of future employees for other countries.
It turns out, that the basic problems are not in the education itself, but in the society’s demand for the educated people. The situation may seem paradoxical. Indeed, if you ask the director of any Russian hi-tech company, what does his enterprise need, one of the answers will surely be – highly qualified specialists. At the same time the national high-tech sector does not have not enough resources to exert an active influence on the Russian education.
If we sum up the results, reasonable approaches to the problems of education can lead to magnificent results. All the more so, the Russian education has a good foundation, reliable basis and positive traditions.
It is crucially important that higher education should be paid. In the past the state paid for it. As a result the society paid for it through taxes and wages, and the state played the role of an intermediary and conductor.
In an industrialized society a higher education provides opportunity to get more income. Consequently, its recipient should make investments in his own future consciously and with maximum responsibility. At that there should be no barriers for those who can and wish to become students and acquire a luggage of new and efficient knowledge.
A state can provide the means, necessary for obtaining of education, directly to a student, instead of doing it mediately, through a higher school, which trains him. This can be done in a form of an interest-free credit to be returned within 20 or more years. Due to such a form a flow of money from the state is diverted, and simply goes to a higher school through a student.
In a somewhat different form this system is already operating now, but all the working population pays for the education of those, who get it. Thus everybody pays, but not everybody studies. The new law on education is aimed to increase the efficiency. But its proper implementation requires help of the teachers, lawyers, economists and, of course, it requires control from the society. The more so, the law concerns the overwhelming majority of the young people, whose success or failure will determine the country’s future.
Large industry
Its technologies and productions are frozen at the level of 1980s. Aviation, space and nuclear industries to some extent keep afloat. A certain development is observed in the power, gas- and oil-extracting and transportation industries.
Development of the large industry requires a rigid dictatorship of the state, which for many reasons is unthinkable now, or skilful and vigorous involvement of the small and medium innovative business. However, for this it will have to make a responsible step and turn into a big business.
Small and medium innovative business
Successful development of such a business guarantees technological prosperity of society. If advancement of the large industry demands enormous investments, the small and medium business can develop rapidly with essentially smaller support required.
Since 1990s, Russia has constantly declared its support to the small and medium business. However during 15 years practically nobody wished to be involved in the problems of such business. That was an epoch of total privatization leaving no room for an innovative business. As a result the privatization became anti-innovative.
At that in the absence of attention from the state and of an infrastructure for the innovative business, its thin, viable layer emerged in Russia. After 2004 new institutes and programs for development of innovative business began to appear. Thus the Fund for Assistance to Development of Small Forms of Entrepreneurship in the Scientific and Technical Sphere, headed by I.Bortnik, initiated the Start Program.
Innovative ideas pass the scientific-technological and economic expertise of the Fund. In case of a positive rating the enterprise to be established gets support in its first-third years in the amount of one, two and three million rubles a year, correspondingly. At that in the second and third years it has to find additional support from alternative sources. Thus new innovative enterprises are established and function.
In 2007 Corporation of Nanotechnologies was established. Later it was transformed into ROSNANO Co. Even by foreign standards the volume of its financing is huge – 130 billion rubles. Its compulsory condition for provision of financing for a project is organization of a Russian production in the sphere of nanotechnologies. This is not accidental. First, by that moment practically all the industrialized countries had already launched their national nanotechnological programs. The initiator was USA in 1999, when the Congress and then US President B.Clinton approved the strategic nanoinitiative. The European countries and Japan followed the example.
ROSNANO encountered an unexpected problem. The number of the projects worthy of support turned out to be smaller than expected. This is a reality – an innovative layer exists, but it is too thin. Part of the existing innovative business was not ready for a prolonged and complicated procedure of approval of projects.
Besides, ROSNANO offers its participation not only in financing, but also in the authorized capital of the existing or newly emerging company. The latter is done to raise the guarantees of the return of investments. For the sake of justice it should be pointed out that in calculation of its share in the authorized capital the state corporation took into account the cost of the intellectual property. Never before, not a single financial instrument took into account the cost of patents, know-how, software and other kinds of such property.
From the very beginning the state corporation decided to build legal, juridically substantiated and protected business. Lawyers became the key assistants of the SEO. However, juridically correct conducting of business becomes too tiresome, when it is done just within the framework of one organization and many Russian laws and acts do not match each other. It was another reason why some of the active innovative companies did not ask ROSNANO for help. By the end of 2012 ROSNANO had financed only 61 projects.
In 2010 a new institute of development – Skolkovo Innovative Centre was established. This fact coincided with other important event. Since 2010, a gradual abolition had been going on of a simplified taxation system, which was productively and successfully used by many innovative enterprises. The essence of this system boiled down to a real support of the innovative business. It had a notifying character.
It had only to pay taxes correctly. Instead of the social tax at the rate of 36% from a wage fund, only pension deductions of 14 % remained. This system was an essential support for the small innovative business. After 2013 there was practically a gradual but full abolition of the simplified taxation system, an unjustified blow to the innovative business, which in Russia in its basic mass still remained if not small then only medium.
From the very beginning Skolkovo Innovative Centre reanimated for its participants the simplified taxation system in full volume, and even expanded its frames up to 1 billion rubles. However, a resoluteness gave way to an administrative caution. In particular, the decision on cancellation of conducting of book keeping was cancelled, too.
Skolkovo occupies an intermediate position between the Fund of Assistance to Development of Small Forms of Enterprises in the Scientific and Technical Sphere and ROSNANO Co. The Fund supports the future young businessmen, basically, from among students and post-graduate students of higher schools, while ROSNANO is aimed to support large projects with the volume financing of a billion rubles and over.
The aim of Skolkovo Innovative Centre is to make the intellectual property institute really work in Russia. The supported projects are to create, first of all, commercially significant ideas in the form of inventions and technologies. Skolkovo participants sell intellectual property, the buyers of which are expected to be industrial companies.
In all the above-mentioned institutes of development the corner stone is an innovative idea which should work and result in manufacture of an innovative product. Russia has never been short of ideas, but organization of manufacture and introduction of new ideas have always presented a problem. Probably, with this understanding, Skolkovo Center decided to concentrate its attention on what we do good in this country, and leave the rest – organization of manufacture, to those, who can do it well. After all, a production can be organized by foreign or certain (although few) successful Russian companies. At that they will get access to new breakthrough ideas through the emerging market of the intellectual property.
Skolkovo Innovative Centre has an important strategic task: to create a history of success in a certain locality, and then to duplicate it all over the country. It was decided to create the center in an absolutely new place, not using the old platforms, because it is more difficult to reform the available infrastructure for the new tasks, than to build something from scratch.
Skolkovo, being a dynamic structure open for new ideas, does not lose its attractiveness, although certain problems with realization of some ideas does not allow it to become a leader in the innovative development in Russia.
In general, certain steps have been made in the direction of an innovative development in Russia. New working institutes of development have been established, which is already a good thing.
What is next?
Has the resource for innovative development in Russia been exhausted? Had all the capable innovators already gone abroad and succeeded there? Have we done everything possible?
People of Russia are genetically talented, and it will never be possible to exhaust their resource. Brains and talents in Russia are its riches, which cannot be measured in money terms. It would be absurd to compare them with tons of oil or cubic meters of gas.
Since time immemorial Russia has not appreciated its talents, and the past 20 years is a vivid example of this. Now the flow of the outgoing people weakens, because conditions for an efficient work and normal life begin to appear in Russia.
However, not everything possible has been done. Our society is only at the beginning of its long path. Indeed, every talent shows itself in an incredible diligence. This labor is not too hard and exhausting, but very persistent and joyful. It is not by chance that among academicians there are so many long-livers who even in their old age continue to work productively. For realization of a talent accurate and verified steps are needed.
In order to be efficient, a force must not only be correctly evaluated, but also be applied to the right point. The latter term could be even more important. So, where should we apply the innovation impetus? No doubt, we should apply it to those points, where innovations already exist and develop. Of course, it is the higher school, which now is being criticized a lot, which is to be reformed and for which new laws are issued. Yes, students and post-graduate students go there to get new knowledge, qualifications and skills, or in order to avoid a draft or just to kill time, or even do not go there at all, because they want a lot of money and at once.
According to statistics, 10% of their total number are normal full-fledged students, with a responsible attitude to their studies. About 10 % of the graduates choose jobs in accordance with their specialty. If we reach the situation, when at least 20 % of the students study properly and 20% of the higher school graduates get jobs in accordance with their specialties, it will already be a success. If we manage to reach a 50% level, it will be a huge achievement.
If we begin to train students for the innovative industry now, we find ourselves in a vicious circle. Innovative enterprises are very few, because they lack qualified personnel, and students are not ready to choose innovative specialties, because they do not see, where to get jobs, which means that innovative productions and innovative education should be developing in parallel and simultaneously.
One of the problems of our education is that it does not fully prepare students for the modern industry, because they lack practice at the enterprises, and the higher schools lack the corresponding industrial infrastructure. Students wish to become lawyers and economists, thinking, they can find good jobs. They wish to be civil servants, because they see a profitable business in that, and do not wish to be engineers, because they do not know, where to work then.
It turns out, that we have universities and institutes, and they train students. Russia needs innovative industries as badly as air, but they are very few. Most students do not go to work in such industries, because they are almost nonexistent.
There are no simple recipes for a way out of the exiting situation. Undoubtedly, one of possible solutions to the problem is creation of an industrial infrastructure within a university. Certainly, it would not mean that each university will have a chimney-stalk, or that students will wear oiled overalls, as some of our of readers imagine a factory, because they have not seen modern clean productions.
So, higher school and modern factory is a cooperation of the structures needing each other. Higher schools are rich with ideas, but have no opportunities and infrastructures to embody them in an end-product, and, finally, they have no even small industrial workshops.
Priorities. A Chain or a Circle?
In order to turn higher schools into the locomotives of development of the Russian industry, we need a correct selection and adequate formulation of the basic priorities of their activity. An important role here belongs to realization of an innovative chain "Idea – Laboratory – Production –Demand".
Ideas, including the breakthrough ones, play a paramount role. An initial test of an idea can be done in laboratories. Already at that stage higher schools demonstrate a low level of technological equipment, shortage of resources, backwardness of the external infrastructure and lack of horizontal links between the laboratories. As a result an idea does not reach a laboratory check for feasibility and prospects. Practically in 100 % of higher schools the innovative chain breaks with the link Production.
Perhaps, there is a small streamlet between the second and the third links thanks to an ineradicable enthusiasm of the scientists, researchers and specialists. It is necessary to point out, that the connection between the two first links of the chain is not so strong, as it seems. More and more often lack of technological possibilities does not allow them to realize a new idea, and this concerns not only complex biotechnological technologies, but also other fields of natural sciences – physics, chemistry, biology and materials science.
It is necessary to recognize, that Russian industry can ensure a solvent demand for innovative products only to an insignificant degree. As a rule, the modern and demanded consumer goods are of foreign origin. Notwithstanding the undertaken efforts – Russian cars and planes quickly lose their positions and give way to foreign models.
Indeed, demand establishes high standards, which the Russian industries cannot meet owing to the technical, technological, organizational, human, financial and other problems. Technical and technological reequipment, improvement of the general culture of manufacture, training of professional personnel are only some of them. It is very important, that in the society there is an understanding of them, which in a combination with a will is expected to result in action.
In the chain Idea – Laboratory – Production – Demand the last and the first links should also have strong connection. The demand should initiate ideas and help to generate them. In the logical end the chain closes and turns into a circle.
Three Steps Forward
The first step
In order to make a chain strong we should find a weak link and strengthen it. If there are two such links: Laboratory and Production, then in the conditions of limited time and means at the initial stage it is necessary to integrate the two links in one. As a result we can get a polyphony of opinions, especially, if we listen to the lobbist, corporate, parochial, comprador, corruption and other not so objective voices.
Meanwhile the answer is obvious. Exactly where the ideas and people, their carriers, are concentrated, we should join the efforts for a simultaneous development of the laboratories and productions. That means, in the higher schools or adjacent territories.
A higher school should have its own profitable, compact, practically fully automated and ecologically clean production. Certainly, it will not be possible to establish near a higher school an enterprise producing a million of cars. But why placement of a small factory-workshop making a hundred of prestigious cars of Porsсhe or Lambаrdgini class near a road institute would seem to be an impracticable task?
Why production of a small batch of highly required drones is an unsoluble problem for a technical university? An initiative should go both ways: from above and from below. A higher school should say what it wants and can do, the ministries will analyze the demand and make lists. Two streams will meet and turn into the required products.
The main role of the higher schools is still the same – to teach. But an opportunity appears to teach in practice. University laboratories-factories open new prospects for courageous experiments. They reduce the period of time from the birth of an idea up to its realization. Such factories can give a fast start for production of innovative industrial goods. A large-scale duplicating of the innovative products on the basis of the developed and approved technologies will inevitably be carried out already in independent productions. But this is the following step.
The second step
University laboratories-factories generate innovative products. We should be prepared for the second step already now. The matter is that the normative base of an industrial construction is extremely bureaucratized, it is founded on the concepts of the socialist construction from which it would be expedient to throw out all the stoppers and rubbish, but leave everything that is reasonable and correct, which is also available there in significant quantity.
One concrete example. An innovative company – the Center of Perspective Technologies (CPT), developing and producing measuring equipment for nanotechnologies in the sphere of biology, medicine and materials technology, decided to expand its own manufacture. According to the advice of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation it addressed the Special Economic Zone in Dubna. In June, 2011, the project got support from the administration of this zone and the Government of the Moscow Region. The company announced a launch in two months of a shop for precision machining processing – the main vector of development of its own manufacture.
The building for it was meant to be of a quick-construction design, and the processing centers were to be fixed on concrete pillows in the ground in order to reduce vibrations. Administration of the economic zone demonstrated its desire to support the project at once, but argued, that it would be impossible to realize the project in two months.
Allotment of land, approval of documents, permission for construction and operation of the enterprise, permissions from the medical, fire and other departments would require at least 2 years before the start of construction. Still, if the shop is commissioned in two months, its administration will be legally prosecuted for an unauthorized business.
It turns out, that the second step is very responsible. The normative-legal base should encourage organization of production, especially, if everything is to be done in a very limited period of time. Thus, the first two steps should be made simultaneously, that is, in a kind of a double leap.
The third step
It concerns planning and location of an enterprise. Those, who acquired a good reputation in the university laboratory-shops, successfully started manufacture and distribution of innovative products, no doubt, will be interested to establish an enterprise of their own. At the same time most likely the successful businessman will lack money. A state support is necessary with clear rules and control. The corresponding legal and law bases should be elaborated.
There should be three kinds of financing – for micro-productions (sales volume of 50 million rbl. – 100 million rbl.), mini-productions (sales volume of 250 million rbl. – 500 million rbl.), medium productions (sales volume of 1 billion rbl. – 2.5 billion rbl.). The means should be provided through interest-free loans with a return period of 10 years. Probably, the figures can be corrected, if their examination and analysis do not take too much of time.
Production clusters are established in universities. Their task is to shorten the way from an idea up to its embodiment into practical results (products, devices, materials, new technologies). Such clusters become prototypes of modern productions. For their large-scale launch we need new game rules – a clear, simplified and reasonable law basis, so that construction of a new factory would not turn into a series of insoluble problems and headaches, so that an active businessman would not have to overcome endless administrative-bureaucratic barriers.
Then factories for nanoindustry could be built in the following way:
A profile higher school is selected, its competence determined as well as its potential for production of pilot batches of high-class products.
A factory is built within 300 m from a higher school, so that a student can walk the distance in 6 min.
It is important to start the business at once. Nanoindustry requires quick steps. If we do not make them, somebody else will.
In general the role of Russia in the global politics will to a great extent depend on its ability to establish in a short historic period of 10–20 years its own developed nanoindustry in materials science, technologies, informatics, biotechnology, medicine and other fields. ■
Отзывы читателей