Выпуск #8/2013
Д.Георгиев
Второй конгресс предприятий наноиндустрии: в повестке дня синергия
Второй конгресс предприятий наноиндустрии: в повестке дня синергия
Просмотры: 4376
Второй конгресс предприятий наноиндустрии собрал более 300 представителей предприятий инновационной сферы. Организатором мероприятия выступило МОН, созданное по решению первого конгресса для защиты интересов нанотехнологических компаний и продвижения их продукции на рынок.
Теги: innovative sphere nanoindustry promotion of the products инновационная сфера наноиндустрия продвижение продукции
Межотраслевое объединение
Ольга Крюкова, генеральный директор Меж-
отраслевого объединения наноиндустрии, рассказала о целях и задачах объединения, в которое входит уже более 100 компаний. Участники МОН работают в самых разных отраслях экономики, но их сближает ориентация на инновации, поэтому они сталкиваются с одинаковыми проблемами: устаревшими нормами, которые затрудняют внедрение нанотехнологической продукции; сложностью работы с госзаказом и крупными корпорациями; нехваткой квалифицированных кадров, в первую очередь технических специалистов. К этому следует добавит слабо развитую кооперацию между предприятиями наноиндустрии и сложность привлечения инвестиций. Работа МОН направлена на решение перечисленных проблем.
Рабочими органами объединения являются комитеты, которые формируются по инициативе его членов. В настоящее время создано три комитета: по развитию рынка, по кадрам и по техническому регулированию. Объединение представляет и отстаивает интересы предприятий в органах государственной власти, в российских и международных организациях. Для продвижения продукции участников МОН организуются встречи представителей предприятий с потенциальными заказчиками. Также объединение планирует предоставлять комплексную информационно-аналитическую поддержку: выполнять мониторинг перспективных рынков, отслеживать изменения законодательства, оказывать консультационную помощь.
Важным направлением работы объединения является развитие кооперации между его участниками: совместная разработка продуктов и решений, организация общих стендов на выставках, создание распределенного испытательного центра, а также единая политика в области качества и безопасности (о планах МОН читайте также интервью О.Крюковой на с.6–12).
Эффективное техническое регулирование
Председатель комитета по техническому регулированию МОН, директор "НИИграфит" Евгений Маянов отметил, что разработка новых, отвечающих современным требованиям стандартов является необходимым условием успешного выхода инновационной продукции на рынок. Эффективность системы технического регулирования необходимо повышать, так как в условиях высокой конкуренции одним из ключевых факторов нередко становится быстрота внедрения инновации. На примере продукции "НИИграфит", разрабатывающего новые углеродные композитные материалы, Е.Маянов обрисовал круг проблем, с которыми сталкиваются предприятия наноиндустрии: быстрое устаревание нормативно-правовой базы, ориентация сводов правил (СНиП) на применение традиционной, а не инновационной продукции, длительные сроки разработки и внесения изменений в действующие нормативные документы.
Комитет по техническому регулированию МОН активно сотрудничает с "Роснано", Росстандартом, Роспотребнадзором и другими организациями. Работа ведется в нескольких направлениях. Так, в рамках проекта "Нормативное обеспечение производства и применения продукции наноиндустрии" формируются приоритеты разработки и актуализации нормативных документов, создаются системы стандартов объединения, разрабатываются своды правил и альбомы технических решений, формируются перечни стандартов для исполнения технических регламентов, разрабатываются предварительные национальные стандарты, а также документы, обеспечивающие выход на региональные рынки. Докладчик особо отметил перспективность развития сотрудничества с регионами. Например, "НИИграфит" в настоящее время участвует в 12 региональных программах по внедрению композиционных материалов в сфере строительства и ЖКХ.
Оптимизировать временные и материальные затраты членов МОК на проведение измерений и испытаний должен создающийся распределенный коллективный испытательный и измерительный центр. Для реализации этого проекта комитет по техническому регулированию планирует сформировать информационный ресурс по испытательным и измерительным возможностям предприятий объединения.
Проект "Система качества продукции наноиндустрии" включает создание знака качества "Российская нанотехнологическая продукция", который будет способствовать продвижению товаров и услуг предприятий на рынок. Учитывая, что для успешной работы на международном рынке все более важной становится экологическая безопасность продукции, важным направлением деятельности комитета признано создание концепции "зеленых" нанотехнологий. В будущем планируется сформировать пул предприятий, выпускающих экологичную продукцию, и разработать для нее специальную маркировку.
Также проблеме стандартизации было посвящено выступление заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Александра Зажигалкина. Он подчеркнул, что стандарты обеспечивают устойчивое развитие экономики, в том числе прорывных инновационных отраслей. Стандартизация в инновационной сфере в настоящее время реализуется по проектному принципу, так как большинство предприятий заинтересованы в скорейшем получении нормативных документов, решающих конкретные проблемы, что невозможно при комплексном подходе, который требует значительного больших времени и трудозатрат. Росстандарт в сотрудничестве с "Роснано" и фондом "Сколково" создал Центр стандартизации в инновационной сфере, который работает на базе института "ВНИИНМАШ". Докладчик констатировал, что пока предприятия инновационного направления не слишком активно используют возможности этого центра, и призвал участников конгресса к сотрудничеству на разных уровнях – от совместной разработки национальных нормативных документов до участия в работе технических комитетов международных организаций по стандартизации.
Кадры для наноиндустрии
Председатель комитета по кадрам МОН, советник генерального директора НТО "ИРЭ-Полюс" Олег Очин рассказал о работе, которую планируется вести для обеспечения предприятий квалифицированными специалистами. Он отметил, что сочетание в наноиндустрии технических, организационных и маркетинговых инноваций обусловило особую сложность подготовки кадров. Докладчик высоко оценил работу, проделанную корпорацией "Роснано" и Фондом инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП), по разработке и утверждению в Российском союзе промышленников и предпринимателей профессиональных стандартов (в 2012 году утверждены два стандарта, в 2013 году – десять). Также созданы программы повышения квалификации и переподготовки специалистов, ведется работа с вузами и школами.
По словам О.Очина, сверхзадачей комитета по кадрам является создание комплексной, соответствующей текущим потребностям предприятий системы подготовки кадров от школы до послевузовского образования. Для реализации подобной системы необходимо уделить особое внимание подбору преподавательского состава. Также очень важным является развитие систем дистанционного обучения и оценки квалификации на базе специализированных программных средств. В планах работы комитета по кадрам: экспертиза и утверждение профессиональных стандартов, внедрение этих стандартов в компаниях объединения, создание системы оценки и сертификации квалификации специалистов, профессиональная оценка и аккредитация образовательных программ вузов, информационная и консультационная поддержка компаний по вопросам переподготовки кадров, профориентационная работа с молодежью.
Маркетинговые проблемы
Руководитель комитета по развитию рынков МОН, председатель совета директоров компании "РХБ-Продакт" Игорь Попков рассказал об основных направлениях работы по содействию предприятиям в продвижении инновационной продукции. Он подчеркнул, что сложности в этой области отчасти обусловлены естественным консерватизмом потребителей, которые ориентируются на проверенные технологии и хорошо себя зарекомендовавших поставщиков, а также предпочитают избегать рисков, неизбежных при внедрении инноваций. Дополнительные препятствия на пути новых решений создает устаревшая нормативно-правовая база. Однако основная проблема, по мнению И.Попкова, заключается в недоработках и ошибках самих производителей, прежде всего в недостаточном внимании к продвижению инноваций – низком маркетинговом бюджете, отсутствии в штате квалифицированных маркетологов, незнании целевых рынков. Кроме того, многие компании не используют ресурсы, которые предоставляются федеральными, региональными и отраслевыми программами поддержки.
В качестве примера успешного выхода на рынок докладчик привел мобильную лабораторию, разработанную ВГУП ФМБА и компанией "Русхимбио", а также комплекс экспресс-диагностики с использованием иммунострипов компании "РХБ-Продакт" и RFID-меток от ISBC.
Комитет по развитию рынков планирует реализовывать программы по следующим на-
правлениям:
мониторинг рынка и ресурсов – нормативно-правовой базы, программ поддержки инновационного бизнеса, потребностей заказчиков;
развитие кооперации предприятий наноиндустрии – формирование пакетных предложений, интегрированных и инжиниринговых решений, консорциумов модульной проектно-сметной документации, совместное участие в выставочных мероприятиях;
методическая поддержка – предоставление методических материалов и консалтинговых услуг, организация образовательных мероприятий, развитие международных связей;
организация презентаций продукции и решений в федеральных и региональных органах власти, отраслевых объединениях, а также на корпоративном рынке.
Управляющий директор по внешним коммуникациям "Роснано" Андрей Трапезников рассказал о помощи, которую ФИОП оказывает инновационным компаниям в продвижении на рынок. В частности, ежегодно предлагается обширная программа участия в российских и международных выставках, причем для сокращения издержек организуются коллективные стенды. Интересным маркетинговым инструментом является интернет-портал startbase.ru –
запущенная в 2011 г. социальная сеть для инноваторов, предназначенная для поиска инвесторов, кадров, технологий и партнеров. Еще один проект ФИОП, который планируется реализовать совместно с МОН, – ежегодная премия за вклад в становление наноиндустрии в России.
Инжиниринг инновационной инфраструктуры
Заместитель директора по инновационным проектам компании "Элтех СПб" Сергей Александров рассказал о практическом опыте работы в сфере инжиниринга и трансфера инновационных технологий. В частности, одним из последних по времени успешных инфраструктурных проектов, реализованных "Элтех СПб" совместно с партнерскими компаниями при поддержке "Роснано" и других институтов развития, является создание НТЦ тонкопленочных технологий при ФТИ им. А.Ф.Иоффе в Санкт-Петербурге и строительство первого в России предприятия по серийному производству тонкопленочных фотоэлектрических модулей "Хевел" в Новочебоксарске.
По словам докладчика, международный и
российский опыт создания высокотехнологичных исследовательских центров и производственных предприятий показывает, что для эффективной реализации сложных проектов необходим генеральный подрядчик. Данная модель – так называемый ЕРС-контрактинг (от англ. Engineering, Procurement, Construction) – обеспечивает оптимизацию временных и финансовых затрат, сбалансированность технологических решений, возможность параллельного выполнения работ и другие преимущества. Проблемы проработки технологической части проектов решаются путем налаживания партнерских отношений с ведущими российскими научно-техническими вузами и западными центрами технологических компетенций. Преемственность технологического развития реализуется посредством создания инжиниринговых центров, способных обеспечить совершенствование техпроцессов, снижение производственных затрат и повышение конкурентоспособности продукции предприятия.
Для преодоления недостатков, связанных с
дисбалансом в развитии разных регионов страны, целесообразно объединять исследовательские и производственные ресурсы крупнейших технологически развитых центров с целью дальнейшего трансфера промышленных технологий и кадров в менее развитые регионы. Основные принципы создания таких трансферных центров:
интеграция научно-технологических ресурсов;
ориентация на создание технологического кластера, объединяющего ведущие вузы и научно-исследовательские центры, что обеспечивает многообразие научных школ и взглядов, а также междисциплинарное взаимодействие в прикладных разработках;
взаимодействие с другими российскими и иностранными технологическими центрами.
В качестве примера такого центра С.Александров привел созданный осенью 2013 г. единый технологический хаб Санкт-Петербурга, объединивший инжиниринговый центр "Элтех СПб" и научно-образовательный потенциал ведущих технологических вузов города: СПбГУ, НИУ ИТМО, НИУ СПбГПУ и СПбГЭТУ. Основной целью хаба является разработка и реализация пакетных решений по созданию и модернизации наукоемких производств на основе инновационных технологических разработок.
Открытая дискуссия
Вторая часть конференции прошла в режиме открытой дискуссии. Участники конгресса поддержали инициативы МОН, в частности выразили заинтересованность в разработке новой нормативной документации, создании знака качества, организации распределенного коллективного испытательного и измерительного центра, стимулировании развития "зеленых" технологий, а также развитии систем дистанционной подготовки кадров.
Большой интерес вызвало выступление вице-президента компании "НТ-МДТ" Андрея Шубина, который рассказал о факторах, сдерживающих развитие бизнеса в области инновационных технологий. К таковым он отнес высокие ставки страховых взносов для малого и среднего бизнеса, дороговизну кредитов, отсутствие продуманной защиты от экспорта продукции иностранных конкурентов, дороговизну импорта компонентов оборудования, в том числе не производящихся на территории России, а также принятие необдуманных административных директив, повышающих непроизводственные затраты предприятий. Для решения перечисленных проблем А.Шубин предложил следующие меры:
снизить ставки страховых взносов до 12%;
открыть для наукоемких предприятий специальную кредитную линию на обновление основных средств с льготной ставкой 5%;
создать систему независимой экспертизы для сертификации российской высокотехнологичной продукции на соответствие лучшим зарубежным аналогам и рекомендовать в рамках закона о госзакупках отдавать предпочтение продукции, прошедшей подобную сертификацию;
отменить таможенные пошлины на ввозимые компоненты и комплектующие, упростить таможенные процедуры и меры валютного контроля для наукоемких компаний;
минимизировать число принимаемых законодательных и ведомственных актов, которые увеличивают административное давление на предприятия и ведут к росту непроизводственных расходов, путем их предварительной экспертизы и согласования с бизнес-сообществом.
Конечно, пролоббировать перечисленные решения одному межотраслевому объединению очень сложно, но дорогу осилит идущий. Пока же можно констатировать, что с созданием МОН предприятия российской наноиндустрии получили важные инструменты для повышения эффективности своего бизнеса. ■
Ольга Крюкова, генеральный директор Меж-
отраслевого объединения наноиндустрии, рассказала о целях и задачах объединения, в которое входит уже более 100 компаний. Участники МОН работают в самых разных отраслях экономики, но их сближает ориентация на инновации, поэтому они сталкиваются с одинаковыми проблемами: устаревшими нормами, которые затрудняют внедрение нанотехнологической продукции; сложностью работы с госзаказом и крупными корпорациями; нехваткой квалифицированных кадров, в первую очередь технических специалистов. К этому следует добавит слабо развитую кооперацию между предприятиями наноиндустрии и сложность привлечения инвестиций. Работа МОН направлена на решение перечисленных проблем.
Рабочими органами объединения являются комитеты, которые формируются по инициативе его членов. В настоящее время создано три комитета: по развитию рынка, по кадрам и по техническому регулированию. Объединение представляет и отстаивает интересы предприятий в органах государственной власти, в российских и международных организациях. Для продвижения продукции участников МОН организуются встречи представителей предприятий с потенциальными заказчиками. Также объединение планирует предоставлять комплексную информационно-аналитическую поддержку: выполнять мониторинг перспективных рынков, отслеживать изменения законодательства, оказывать консультационную помощь.
Важным направлением работы объединения является развитие кооперации между его участниками: совместная разработка продуктов и решений, организация общих стендов на выставках, создание распределенного испытательного центра, а также единая политика в области качества и безопасности (о планах МОН читайте также интервью О.Крюковой на с.6–12).
Эффективное техническое регулирование
Председатель комитета по техническому регулированию МОН, директор "НИИграфит" Евгений Маянов отметил, что разработка новых, отвечающих современным требованиям стандартов является необходимым условием успешного выхода инновационной продукции на рынок. Эффективность системы технического регулирования необходимо повышать, так как в условиях высокой конкуренции одним из ключевых факторов нередко становится быстрота внедрения инновации. На примере продукции "НИИграфит", разрабатывающего новые углеродные композитные материалы, Е.Маянов обрисовал круг проблем, с которыми сталкиваются предприятия наноиндустрии: быстрое устаревание нормативно-правовой базы, ориентация сводов правил (СНиП) на применение традиционной, а не инновационной продукции, длительные сроки разработки и внесения изменений в действующие нормативные документы.
Комитет по техническому регулированию МОН активно сотрудничает с "Роснано", Росстандартом, Роспотребнадзором и другими организациями. Работа ведется в нескольких направлениях. Так, в рамках проекта "Нормативное обеспечение производства и применения продукции наноиндустрии" формируются приоритеты разработки и актуализации нормативных документов, создаются системы стандартов объединения, разрабатываются своды правил и альбомы технических решений, формируются перечни стандартов для исполнения технических регламентов, разрабатываются предварительные национальные стандарты, а также документы, обеспечивающие выход на региональные рынки. Докладчик особо отметил перспективность развития сотрудничества с регионами. Например, "НИИграфит" в настоящее время участвует в 12 региональных программах по внедрению композиционных материалов в сфере строительства и ЖКХ.
Оптимизировать временные и материальные затраты членов МОК на проведение измерений и испытаний должен создающийся распределенный коллективный испытательный и измерительный центр. Для реализации этого проекта комитет по техническому регулированию планирует сформировать информационный ресурс по испытательным и измерительным возможностям предприятий объединения.
Проект "Система качества продукции наноиндустрии" включает создание знака качества "Российская нанотехнологическая продукция", который будет способствовать продвижению товаров и услуг предприятий на рынок. Учитывая, что для успешной работы на международном рынке все более важной становится экологическая безопасность продукции, важным направлением деятельности комитета признано создание концепции "зеленых" нанотехнологий. В будущем планируется сформировать пул предприятий, выпускающих экологичную продукцию, и разработать для нее специальную маркировку.
Также проблеме стандартизации было посвящено выступление заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Александра Зажигалкина. Он подчеркнул, что стандарты обеспечивают устойчивое развитие экономики, в том числе прорывных инновационных отраслей. Стандартизация в инновационной сфере в настоящее время реализуется по проектному принципу, так как большинство предприятий заинтересованы в скорейшем получении нормативных документов, решающих конкретные проблемы, что невозможно при комплексном подходе, который требует значительного больших времени и трудозатрат. Росстандарт в сотрудничестве с "Роснано" и фондом "Сколково" создал Центр стандартизации в инновационной сфере, который работает на базе института "ВНИИНМАШ". Докладчик констатировал, что пока предприятия инновационного направления не слишком активно используют возможности этого центра, и призвал участников конгресса к сотрудничеству на разных уровнях – от совместной разработки национальных нормативных документов до участия в работе технических комитетов международных организаций по стандартизации.
Кадры для наноиндустрии
Председатель комитета по кадрам МОН, советник генерального директора НТО "ИРЭ-Полюс" Олег Очин рассказал о работе, которую планируется вести для обеспечения предприятий квалифицированными специалистами. Он отметил, что сочетание в наноиндустрии технических, организационных и маркетинговых инноваций обусловило особую сложность подготовки кадров. Докладчик высоко оценил работу, проделанную корпорацией "Роснано" и Фондом инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП), по разработке и утверждению в Российском союзе промышленников и предпринимателей профессиональных стандартов (в 2012 году утверждены два стандарта, в 2013 году – десять). Также созданы программы повышения квалификации и переподготовки специалистов, ведется работа с вузами и школами.
По словам О.Очина, сверхзадачей комитета по кадрам является создание комплексной, соответствующей текущим потребностям предприятий системы подготовки кадров от школы до послевузовского образования. Для реализации подобной системы необходимо уделить особое внимание подбору преподавательского состава. Также очень важным является развитие систем дистанционного обучения и оценки квалификации на базе специализированных программных средств. В планах работы комитета по кадрам: экспертиза и утверждение профессиональных стандартов, внедрение этих стандартов в компаниях объединения, создание системы оценки и сертификации квалификации специалистов, профессиональная оценка и аккредитация образовательных программ вузов, информационная и консультационная поддержка компаний по вопросам переподготовки кадров, профориентационная работа с молодежью.
Маркетинговые проблемы
Руководитель комитета по развитию рынков МОН, председатель совета директоров компании "РХБ-Продакт" Игорь Попков рассказал об основных направлениях работы по содействию предприятиям в продвижении инновационной продукции. Он подчеркнул, что сложности в этой области отчасти обусловлены естественным консерватизмом потребителей, которые ориентируются на проверенные технологии и хорошо себя зарекомендовавших поставщиков, а также предпочитают избегать рисков, неизбежных при внедрении инноваций. Дополнительные препятствия на пути новых решений создает устаревшая нормативно-правовая база. Однако основная проблема, по мнению И.Попкова, заключается в недоработках и ошибках самих производителей, прежде всего в недостаточном внимании к продвижению инноваций – низком маркетинговом бюджете, отсутствии в штате квалифицированных маркетологов, незнании целевых рынков. Кроме того, многие компании не используют ресурсы, которые предоставляются федеральными, региональными и отраслевыми программами поддержки.
В качестве примера успешного выхода на рынок докладчик привел мобильную лабораторию, разработанную ВГУП ФМБА и компанией "Русхимбио", а также комплекс экспресс-диагностики с использованием иммунострипов компании "РХБ-Продакт" и RFID-меток от ISBC.
Комитет по развитию рынков планирует реализовывать программы по следующим на-
правлениям:
мониторинг рынка и ресурсов – нормативно-правовой базы, программ поддержки инновационного бизнеса, потребностей заказчиков;
развитие кооперации предприятий наноиндустрии – формирование пакетных предложений, интегрированных и инжиниринговых решений, консорциумов модульной проектно-сметной документации, совместное участие в выставочных мероприятиях;
методическая поддержка – предоставление методических материалов и консалтинговых услуг, организация образовательных мероприятий, развитие международных связей;
организация презентаций продукции и решений в федеральных и региональных органах власти, отраслевых объединениях, а также на корпоративном рынке.
Управляющий директор по внешним коммуникациям "Роснано" Андрей Трапезников рассказал о помощи, которую ФИОП оказывает инновационным компаниям в продвижении на рынок. В частности, ежегодно предлагается обширная программа участия в российских и международных выставках, причем для сокращения издержек организуются коллективные стенды. Интересным маркетинговым инструментом является интернет-портал startbase.ru –
запущенная в 2011 г. социальная сеть для инноваторов, предназначенная для поиска инвесторов, кадров, технологий и партнеров. Еще один проект ФИОП, который планируется реализовать совместно с МОН, – ежегодная премия за вклад в становление наноиндустрии в России.
Инжиниринг инновационной инфраструктуры
Заместитель директора по инновационным проектам компании "Элтех СПб" Сергей Александров рассказал о практическом опыте работы в сфере инжиниринга и трансфера инновационных технологий. В частности, одним из последних по времени успешных инфраструктурных проектов, реализованных "Элтех СПб" совместно с партнерскими компаниями при поддержке "Роснано" и других институтов развития, является создание НТЦ тонкопленочных технологий при ФТИ им. А.Ф.Иоффе в Санкт-Петербурге и строительство первого в России предприятия по серийному производству тонкопленочных фотоэлектрических модулей "Хевел" в Новочебоксарске.
По словам докладчика, международный и
российский опыт создания высокотехнологичных исследовательских центров и производственных предприятий показывает, что для эффективной реализации сложных проектов необходим генеральный подрядчик. Данная модель – так называемый ЕРС-контрактинг (от англ. Engineering, Procurement, Construction) – обеспечивает оптимизацию временных и финансовых затрат, сбалансированность технологических решений, возможность параллельного выполнения работ и другие преимущества. Проблемы проработки технологической части проектов решаются путем налаживания партнерских отношений с ведущими российскими научно-техническими вузами и западными центрами технологических компетенций. Преемственность технологического развития реализуется посредством создания инжиниринговых центров, способных обеспечить совершенствование техпроцессов, снижение производственных затрат и повышение конкурентоспособности продукции предприятия.
Для преодоления недостатков, связанных с
дисбалансом в развитии разных регионов страны, целесообразно объединять исследовательские и производственные ресурсы крупнейших технологически развитых центров с целью дальнейшего трансфера промышленных технологий и кадров в менее развитые регионы. Основные принципы создания таких трансферных центров:
интеграция научно-технологических ресурсов;
ориентация на создание технологического кластера, объединяющего ведущие вузы и научно-исследовательские центры, что обеспечивает многообразие научных школ и взглядов, а также междисциплинарное взаимодействие в прикладных разработках;
взаимодействие с другими российскими и иностранными технологическими центрами.
В качестве примера такого центра С.Александров привел созданный осенью 2013 г. единый технологический хаб Санкт-Петербурга, объединивший инжиниринговый центр "Элтех СПб" и научно-образовательный потенциал ведущих технологических вузов города: СПбГУ, НИУ ИТМО, НИУ СПбГПУ и СПбГЭТУ. Основной целью хаба является разработка и реализация пакетных решений по созданию и модернизации наукоемких производств на основе инновационных технологических разработок.
Открытая дискуссия
Вторая часть конференции прошла в режиме открытой дискуссии. Участники конгресса поддержали инициативы МОН, в частности выразили заинтересованность в разработке новой нормативной документации, создании знака качества, организации распределенного коллективного испытательного и измерительного центра, стимулировании развития "зеленых" технологий, а также развитии систем дистанционной подготовки кадров.
Большой интерес вызвало выступление вице-президента компании "НТ-МДТ" Андрея Шубина, который рассказал о факторах, сдерживающих развитие бизнеса в области инновационных технологий. К таковым он отнес высокие ставки страховых взносов для малого и среднего бизнеса, дороговизну кредитов, отсутствие продуманной защиты от экспорта продукции иностранных конкурентов, дороговизну импорта компонентов оборудования, в том числе не производящихся на территории России, а также принятие необдуманных административных директив, повышающих непроизводственные затраты предприятий. Для решения перечисленных проблем А.Шубин предложил следующие меры:
снизить ставки страховых взносов до 12%;
открыть для наукоемких предприятий специальную кредитную линию на обновление основных средств с льготной ставкой 5%;
создать систему независимой экспертизы для сертификации российской высокотехнологичной продукции на соответствие лучшим зарубежным аналогам и рекомендовать в рамках закона о госзакупках отдавать предпочтение продукции, прошедшей подобную сертификацию;
отменить таможенные пошлины на ввозимые компоненты и комплектующие, упростить таможенные процедуры и меры валютного контроля для наукоемких компаний;
минимизировать число принимаемых законодательных и ведомственных актов, которые увеличивают административное давление на предприятия и ведут к росту непроизводственных расходов, путем их предварительной экспертизы и согласования с бизнес-сообществом.
Конечно, пролоббировать перечисленные решения одному межотраслевому объединению очень сложно, но дорогу осилит идущий. Пока же можно констатировать, что с созданием МОН предприятия российской наноиндустрии получили важные инструменты для повышения эффективности своего бизнеса. ■
Отзывы читателей