Выпуск #5/2014
С.Волаб
Приоритет НОР – организация финансирования высокотехнологичных проектов
Приоритет НОР – организация финансирования высокотехнологичных проектов
Просмотры: 5215
В Казани прошло совместное расширенное заседание правления Нанотехнологического общества России (НОР) и Татарстанского отделения НОР по теме "Организация финансирования высокотехнологичных проектов: международный и российский опыт".
Теги: attraction of investments high-tech cluster import substitution innovation business высокотехнологичный кластер импортозамещение инновационный бизнес привлечение инвестиций
В заседании приняли участие представители более 85 предприятий, университетов, научно-исследовательских и проектных институтов, финансовых и инвестиционных организаций из Татарстана и Москвы, а также зарубежные партнеры из Израиля и Кореи. С докладами выступили ведущие специалисты в области организации финансирования и разработки высокотехнологичных инвестиционных проектов. Инициатором и модератором заседания выступил вице-президент НОР Борис Павлов. Ниже приводятся основные тезисы выступивших на заседании докладчиков.
Главный тренд – ускорение инновационного процесса
В своем докладе Борис Павлов отметил, что с целью ускорения инновационного процесса и усиления его влияния на социально-экономическую жизнь общества необходимо решить задачу создания в России эффективной комплексной системы управления опережающим развитием науки по отношению к другим сферам экономики и динамичного внедрения инновационного проектного инжиниринга (IDE – Innovation Design Engineering). Это позволит эффективно воплощать инновации в форме нового или усовершенствованного технологического процесса, нового или усовершенствованного продукта, который был бы востребован рынком и использовался в практической деятельности, либо в новом подходе к реализации социальных услуг. Принципиально важно, что успехи фундаментальных исследований всегда должны сопровождаться пропорциональным ростом прикладной науки и созданием новых высокоэффективных технологий и продуктов.
Развитие инновационного проектного инжиниринга позволит определять характер и методы практической деятельности каждого из участников создания инновационного продукта, а также принципы и порядок их взаимодействия в процессе разработки, проектирования, реализации, продвижения и внедрения инноваций. Такой инжиниринг обеспечит соответствие качеств инновационного продукта требованиям рынка по важнейшим критериям: стоимости, безопасности, энергопотреблению, экологической чистоте.
В рамках НОР с участием специалистов "Газпромбанка" разработана и апробирована на практике система управления полным жизненным циклом проекта (SMFLP – System of Manage Full Lifecycle Project), составной частью которой является инновационный проектный инжиниринг. Система включает подготовку кадров и охватывает все основные этапы разработки и реализации высокотехнологичных проектов:
научные исследования (НИР, генерирование идей, базирующихся на основе достижений фундаментальной науки и современных технологий в интересах существующих и прогнозируемых потребностей);
отбор и анализ поступивших на рассмотрение идей совместно со всеми участниками инновационного процесса, включая инвесторов в рамках государственно-частного партнерства;
разработка технологий (ОКР, разработка концепции инновации и ее проверку);
разработка стратегии маркетинга (исследование рынка и выбор перспективного рыночного сегмента для нововведений);
составление технико-экономического обоснования (ТЭО инновационного проекта на основании технической части инновационного предложения, определение объема затрат всех видов ресурсов, численности работников, сроков выполнения работ и экономической эффективности проекта);
разработка конструкторской и проектной документации;
организация производства и сбыта.
В заключение докладчик сформулировал ряд дополнительных направлений совершенствования системы организации финансирования высокотехнологичных инновационных и инвестиционных проектов в России, которые наряду с вышеизложенными создадут, по его мнению, необходимые условия, "критическую массу" для прогресса в развитии инновационной экономики России:
создание условий для динамичного роста в России международных институтов (фондов) по организации финансирования инновационных проектов на основе государственно-частного партнерства, выпуска инфраструктурных облигаций, выделения государственных грантов на научно-исследовательское и технологическое сопровождение проектов;
содействие созданию в России международных инжиниринговых компаний по научно-исследовательскому и конструкторско-технологическому сопровождению портфеля инновационных проектов;
создание инновационных территориальных кластеров для совместной модернизации существующих производств и развития новых секторов экономики в форме особых экономических зон, территорий опережающего развития, иннополисов, смарт-сити и инновационных парков.
Привлечение инвестиций и импортозамещение
По словам Ильдара Мингалеева, привлечение российских и международных инвестиций для реализации инновационных проектов по модернизации, технологическому развитию и созданию новых высокотехнологичных и конкурентных производств, как никогда актуально для промышленности. Это подтверждается, в частности, постановлениями правительства страны по предоставлению субсидий из федерального бюджета, в том числе направленных на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов: по приоритетным направлениям гражданской промышленности (постановление Правительства РФ от 3 января 2014 года № 3); на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 года № 1312); на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведение испытаний колесных транспортных средств (постановление Правительства РФ от 15 января 2014 года № 29).
В заключение заместитель министра поддержал предложение НОР о придании расширенному заседанию статуса ежегодной международной научно-практической конференции.
Шамиль Агеев отметил, что тема привлечения инвестиций для реализации инновационных проектов по созданию новых наукоемких и высококонкурентных производств в России исключительно важна. И в первую очередь в связи с развитием импортозамещения, так как необходимо исправить перекос в закупках готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных разработок. Эта проблема связана с рядом пока еще не решенных вопросов, например с повышением заинтересованности бизнеса в коммерциализации технологических разработок. Имеющийся опыт внедрения носит скорее имитационный характер. Цифры говорят пока не в нашу пользу: в Японии и Германии 35% предприятий инновационно активны, в Бельгии и Франции – 41–43%. Поэтому необходимо задуматься на государственном уровне, почему предприятия экономят на внедрении инноваций, убирают расходы на НИОКР?
По словам докладчика, мероприятие, проводимое по инициативе НОР, приобретает новую значимость для формирования актуальных стратегий по финансированию высокотехнологичных проектов. Представленный в докладах зарубежный опыт необходимо изучать и перенимать лучшее. Это обязательно даст положительный эффект как в социально-экономическом развитии респуб-лики и страны, так и сформирует инновационно ориентированную научно-производственную базу для успешного осуществления научных проектов не только внутри страны, но и на внешних рынках.
Успешный инновационный бизнес в области приборостроения
Виктор Быков особое внимание уделил необходимости взаимодействия государственных фондов и частного бизнеса по инициализации и организации финансирования высокотехнологичных проектов в области приборо- и машиностроения. В качестве примера такого взаимодействия был рассмотрен опыт компании "НТ-МДТ".
В 1989 году "НТ-МДТ" получила первый грант от Госкомитета по науке и технике СССР по теме "Молекулярная моноэлектроника". В результате был создан первый отечественный серийный сканирующий туннельный микроскоп СТМ-10-МДТ и выпущена опытная партия из
10 приборов.
За 1992–1995 годы по программе международного научно-технического сотрудничества "Эльба" был получен первый заказ со стороны иностранных партнеров. Объем поставок в четыре страны составил 400 тыс. долл.
В 1996 году компания "НТ-МДТ" получила беспроцентный инвестиционный кредит в размере 1 млн. долл. от Минэкономразвития России. В результате в 1997–2003 годах было заключено 500 контрактов на сумму 17 млн. долл. с заказчиками из 32 стран.
Инвестиции в объеме 3 млн. рублей от Фонда поддержки малого бизнеса в 2002 году позволили создать научно-учебный комплекс Nanoeducator и в 2004–2011 годах выполнить около 500 проектов на сумму 15 млн. долл. в 22 странах мира.
В рамках "Мегапроекта" от Минпромнауки были получены бюджетные инвестиции в объеме 300 млн. рублей на создание установок для нанолабораторий. Благодаря этому в 2005–2011 годах были выполнены более 1500 контрактов на сумму 152,4 млн. долл. для заказчиков из 58 стран.
При создании комплексной установки четвертого поколения Spectrum, в которой объединены зондовый микроскоп, оптический микроскоп и КР-спектрометр, ОКР выполнена при поддержке РФТР, предоставившего беспроцентный кредит на 90 млн. рублей в 2013–2014 годы.
В июне 2014 года дан старт нового проекта по созданию автоматизированной бесшаблонной кластерной системы для высокопроизводительных электронно-литографических процессов с объемом финансирования 790 млн. рублей из Фонда перспективных исследований.
На вопрос: "Чего не хватает у нас в России для развития высокотехнологичного бизнеса?" Виктор Быков ответил следующим образом: "Нужна биржа отечественных высокотехнологичных предприятий, подобная NASDAQ, – это сделает выгодным инвестиции в такие предприятия. Также нужно развивать крупные бизнес-структуры, работающие на глобальных рынках".
Поддержка инноваций: израильский опыт
Олег Фиговский отметил, что в мире сложились четыре главных центра научных исследований: США (31% мировых расходов на НИОКР), Евросоюз (24%), Китай (14%) и Япония (11%). Доля России составляет менее 2%.
Показателен положительный опыт Израиля, занимающего второе место после США по числу создаваемых ежегодно стартапов (3500 компаний, большинство из которых занимаются разработкой, усовершенствованием и внедрением высоких технологий), а если рассматривать в соотношении с общей численностью населения, то первое место в мире. После США и Канады у Израиля самое большое число компаний в NASDAQ.
В Израиле государство обеспечивает грантовое финансирование 25–30% фундаментальных исследований, все остальное реализуется в рамках международных проектов. В стране активно работают крупные глобальные компании, например Microsoft и Intel, которые приобретают стартапы, сумевшие довести свою технологию до успешного опытного производства.
По словам докладчика, самый доступный способ получить деньги начинающему предпринимателю в Израиле – это принять участие в программе технологических инкубаторов. Государство инвестирует до 85% необходимых средств, остальное компания должна изыскать сама. Благодаря этому отсекаются те, кто умеет писать бизнес-планы, но не собирается их реализовывать.
Также любой стартап может получить до 50% средств в отделе главного ученого Министерства промышленности и торговли. Годовой бюджет отдела составляет 300–400 млн. долларов и формируется на 2/3 за счет государственного финансирования и на 1/3 за счет поступления роялти от успешно реализованных проектов. За год выполняется софинансирование более 500 компаний.
Для финансирования консорциумов промышленных компаний и университетов, занимающихся разработкой технологий на доконкурентной стадии, в Израиле действует программа Magneton, предусматривающая субсидии в размере 66% от стоимости проекта. Программа Nofar направлена на финансирование разработок, не вызвавших интереса у бизнеса, но обладающих коммерческим потенциалом. Чтобы стать ее участником, необходимо вложить 10% стартового капитала,
а 90% обеспечит государство. На индивидуальных инноваторов рассчитана программа Tnufa, по которой можно получить грант в размере 85% необходимых вложений, но не более 50 тыс. долл.
В Израиле активно работают около 70 венчурных фондов, 14 из которых – международные. В 2010 году 391 израильская высокотехнологичная компания привлекла 1,26 млрд. долл.
По мнению докладчика, наука сама по себе никакой прибыли принести не может. Государство и бизнес вкладывают деньги в науку, а в обмен получают новые знания, которые применяются в экономике, системе государственного управления, образовании, культуре. И отдача от науки измеряется не деньгами, а переменами в различных областях жизни, а также темпами развития страны.
Анализируя ситуацию в России, О.Фиговский отметил, что система коммерциализации инноваций явно несовершенна. Например, государство практически устранилось от финансовой помощи изобретателям в получении патентов. Чтобы исправить ситуацию, нужно создать эффективную систему коммерциализации научных и инженерных знаний с опорой на финансовые ресурсы национальных и мировых банков, инвестиционных компаний и частных корпораций, а также на доступные материальные ресурсы.
Инициативы Минпромторга
О государственной политике по поддержке инвестиций в НИОКР рассказал Сергей Клейменов. Он отметил, что обострение внешнеполитической ситуации создает дополнительный вызов, заставляя действовать в условиях жесткой конкурентной борьбы. Немедленного решения требует проблема импортозамещения, прежде всего в сфере высокотехнологичных решений для обрабатывающих отраслей промышленности и оборонно-промышленного комплекса. При этом действовать мы должны как члены ВТО, строго в условиях международного рынка, поэтому господдержка направлена не на адресную финансовую помощь единичным предприятиям или отраслям, а на комплексное обеспечение условий для реализации потенциала российской промышленности как инновационного, высокотехнологичного, конкурентоспособного сегмента национальной экономики.
Фундаментом для этой работы станет подготовленный Минпромторгом и внесенный в Правительство РФ проект федерального закона
"О промышленной политике в Российской Федерации". Этот закон систематизирует меры стимулирования инновационной деятельности, определяет полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при реализации промышленной политики.
В законопроекте предлагаются следующие новшества: механизм возвратного финансирования для доступа субъектов промышленности к долгосрочным займам на конкурентоспособных условиях; налоговые льготы и преференции для новых комплексных проектов по созданию производства промышленной продукции; специальные инвестиционные контракты; субсидии на создание промышленной инфраструктуры или освоение производства; создание геоинформационных систем (ГИС) промышленных предприятий. Применение предложенных в законопроекте инструментов промышленной политики, с одной стороны, позволит достичь поставленных государственными программами развития промышленности и указами президента от 7 мая 2012 года задач по созданию в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, с другой стороны, полностью соответствует требованиям ВТО.
Достижению поставленных целей будет способствовать тесное взаимодействие государства, бизнеса и научного сообщества. Минпромторг заинтересован в первую очередь в том, чтобы новые разработки и технологии научных учреждений доходили до инвесторов и производителей. Для этого на базе ведомства создан стратегический совет по инвестициям, первое заседание которого прошло 10 июля. Основными задачами нового органа станут подготовка предложений для федеральных органов власти, направленных на повышение инвестиционной привлекательности новых отраслей промышленности, инициирование новых законов, преодолевающих существующие проблемы развития новых кластеров промышленности.
Отдельно следует отметить, что Минпромторгом разработан инструмент государственной поддержки, стимулирующий создание и развитие инжиниринговых центров на базе частных компаний. Правила предоставления субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна утверждены постановлением Правительства РФ № 134 от 22 февраля 2014 года.
Рассказывая о мерах государственного стимулирования НИОКР в России, докладчик отметил: "Согласно постановлению Правительства РФ № 1312 от 30 декабря 2013 года мы готовы субсидировать до 100% стоимости вашего НИОКР. Это позволит предприятию получить свободные средства на развитие". Приоритет будет определяться перечнем критических технологий, которые соответствуют государственной программе развития промышленности и повышению конкурентоспособности гражданских отраслей. В сентябре планируется объявить конкурс, а средняя стоимость технологических НИОКР, которые министерство готово субсидировать, – около 200 млн. рублей.
С.Клейменов также сообщил, что постановление Правительства РФ №3 от 3 января 2014 года предусматривает субсидирование части процентной ставки при кредитовании нового производства, включая реконструкцию и закупку оборудования. В мае в рамках Петербургского международного экономического форума Минпромторг подписал соответствующее соглашение с регионами, а также с шестью крупнейшими банками, направленное на упрощение получения заемных средств. Законопроект о промышленной политике также предусматривает обнуление федеральной и региональной налоговой ставки на прибыль и имущество.
Эффективный технопарк
Сергей Юшко поделился накопленным технопарком "Идея" опытом реализации инновационных проектов. Он рассказал, что для реализации инновационных проектов в технопарке создана инфраструктура общей площадью 28680 м2. В Технопарке зарегистрировано 104 компании, в которых работают в общей сложности 1 691 сотрудников. Объем произведенной продукции, работ и услуг в 2013 году составил
7015 млрд. рублей. Бюджетный эффект по НДФЛ и ЕСН за 2004–2013 годы – 1,3 млрд. рублей.
60% резидентов технопарка – стартапы. В "Идее" созданы центры компетенций Министерства обороны, Министерства здравоохранения, компаний "КАМАЗ", "Татнефть", "Газпром", "ПЛК ГРУПП", НПП "ГКС" и других. В 2013 году был открыт Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). Инициаторами проекта с бюджетом 38 млн. рублей. выступили Ассоциация инновационных регионов России (АИИР) и Молодая инновационная Россия (МИР).
В 2013 году советом директоров технопарка одобрены к реализации 25 стартапов, в том числе 5 технологических компаний. Одобренный объем инвестиций – более 500 млн. рублей.
Инвестирование в инновационные нефтегазовые проекты
С особенностями инвестирования в инновационные нефтегазовые проекты участников заседания познакомил Александр Хавкин. Он подчеркнул, что для экономически выгодной продажи нефти нужно не столько открывать новые месторождения, сколько обеспечивать высокий коэффициент извлечения нефти (КИН) на уже работающих площадках. Для этого требуются тщательные исследования на стыке всех современных научных знаний, и задача обеспечения страны нефтью и газом на основе высокорентабельных энергосберегающих инновационных технологий должна стать таким же национальным инновационным проектом, какими были атомный проект и полет в космос.
Анализ работы открытых в разные периоды месторождений России показывает почти двойное ухудшение КИН – с 0,465 в 1950-годы до 0,269 в 2000–2010 годы. В тоже время "Энергетическая стратегия России до 2030 года" предусматривает необходимость увеличение этого показателя: на первом этапе (2013–2015 гг.) до 0,3–0,32, на втором этапе (2020–2022 годы) – до 0,32–0,35, а к 2030 году планируется достичь отметки 0,35–0,37.
Докладчик подчеркнул, что без инвестирования в инновационные проекты, соответствующие шестому технологическому циклу Кондратьева, который включает нанотехнологии и экологически чистое природопользование, этих значений КИН невозможно достичь, и привел ряд примеров реализации таких проектов совместно с компаниями "Лукойл" и "Татнефть".
"Смарт Сити Казань" как площадка для высокотехнологичного кластера
О возможностях организации высокотехнологичного кластера на территории Международного инвестиционного технополиса "Смарт Сити Казань " рассказал Джавдат Ахманов. "Смарт Сити Казань" – это новая инновационная площадка Республики Татарстан на территории 650 га для развития международного и российского бизнеса, научно-образовательной и деловой активностей, которая вместе с ОЭЗ "Иннополис" создана в рамках концепции "Большая Казань".
Цель проекта "Смарт Сити Казань" – формирование условий для привлечения инвестиций и благоприятной среды для стимулирования и развития перспективных отраслей экономики Республики Татарстан. Одна из основных задач – создание нескольких взаимосвязанных кластеров: высокотехнологичного, медицинского, образовательного, сервисной индустрии и туризма.
Концепция развития высокотехнологического кластера технополиса предусматривает развитие производств и сервисов с высокой добавленной стоимостью, соответствующих международному уровню и обеспечивающих диверсификацию приоритетных отраслей экономики Татарстана, создание площадки для подготовки специалистов, проведения исследований, инжиниринговых центров для развития высокотехнологичных отраслей международного уровня и ряд других направлений.
Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Иннополис" и "Смарт Сити Казань" станут ядром кластера высокотехнологического производства. Инвесторам предлагается создание более 200 площадок под инвестиционные проекты и более 5 млн. м2 площадей для инвестирования в недвижимость. Помимо налоговых преференций для резидентов "Смарт Сити Казань", резиденты ОЭЗ "Иннополис" получат ряд дополнительных федеральных льгот на корпоративный и подоходный налоги.
"Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан" и "Корпорация развития Республики Татарстан" обеспечивают сопровождение проектов и предлагают пакет услуг, включающий упрощенную систему подачи заявок для инвесторов, минимальные затраты времени на утверждение и упрощенное взаимодействие с правительственными ведомствами.
Проекты Центра нанотехнологий Республики Татарстан
О проектной деятельности Центра нанотехнологий Республики Татарстан рассказал Михаил Бондарь. Основные приоритеты проектной деятельности Центра нанотехнологий сосредоточены в следующих областях:
нефтедобыча и нефтепереработка, включая такие проекты, как интенсификация добычи нефти методом сонохимической обработки, разработка и коммерциализация нового поколения гетерогенных катализаторов, создание лаборатории промышленных ультразвуковых технологий, разработка и изготовление опытно-промышленной мобильной пульсационной установки для комплексной ресурсосберегающей нанореагентной обработки нефтяных скважин;
создание новых композитных материалов и технологий, включая разработку технологии получения неизоцианатных полиуретанов для изготовления нанонаполненных материалов с улучшенными потребительскими свойствами и разработку функциональных добавок для полимерных материалов совместно с зарубежными партнерами;
развитие фармацевтики и медицины, в частности проект создания системы доставки лекарственных средств на основе нанотехнологий;
развитие энергоэффективных технологий.
В завершение участниками совместного расширенного заседания было единогласно принято решение о проведении ежегодной международной научно-практической конференции "Организация финансирования высокотехнологичных проектов: международный и российский опыт", а также ряд других решений по повышению эффективности финансирования инновационных проектов. ■
Главный тренд – ускорение инновационного процесса
В своем докладе Борис Павлов отметил, что с целью ускорения инновационного процесса и усиления его влияния на социально-экономическую жизнь общества необходимо решить задачу создания в России эффективной комплексной системы управления опережающим развитием науки по отношению к другим сферам экономики и динамичного внедрения инновационного проектного инжиниринга (IDE – Innovation Design Engineering). Это позволит эффективно воплощать инновации в форме нового или усовершенствованного технологического процесса, нового или усовершенствованного продукта, который был бы востребован рынком и использовался в практической деятельности, либо в новом подходе к реализации социальных услуг. Принципиально важно, что успехи фундаментальных исследований всегда должны сопровождаться пропорциональным ростом прикладной науки и созданием новых высокоэффективных технологий и продуктов.
Развитие инновационного проектного инжиниринга позволит определять характер и методы практической деятельности каждого из участников создания инновационного продукта, а также принципы и порядок их взаимодействия в процессе разработки, проектирования, реализации, продвижения и внедрения инноваций. Такой инжиниринг обеспечит соответствие качеств инновационного продукта требованиям рынка по важнейшим критериям: стоимости, безопасности, энергопотреблению, экологической чистоте.
В рамках НОР с участием специалистов "Газпромбанка" разработана и апробирована на практике система управления полным жизненным циклом проекта (SMFLP – System of Manage Full Lifecycle Project), составной частью которой является инновационный проектный инжиниринг. Система включает подготовку кадров и охватывает все основные этапы разработки и реализации высокотехнологичных проектов:
научные исследования (НИР, генерирование идей, базирующихся на основе достижений фундаментальной науки и современных технологий в интересах существующих и прогнозируемых потребностей);
отбор и анализ поступивших на рассмотрение идей совместно со всеми участниками инновационного процесса, включая инвесторов в рамках государственно-частного партнерства;
разработка технологий (ОКР, разработка концепции инновации и ее проверку);
разработка стратегии маркетинга (исследование рынка и выбор перспективного рыночного сегмента для нововведений);
составление технико-экономического обоснования (ТЭО инновационного проекта на основании технической части инновационного предложения, определение объема затрат всех видов ресурсов, численности работников, сроков выполнения работ и экономической эффективности проекта);
разработка конструкторской и проектной документации;
организация производства и сбыта.
В заключение докладчик сформулировал ряд дополнительных направлений совершенствования системы организации финансирования высокотехнологичных инновационных и инвестиционных проектов в России, которые наряду с вышеизложенными создадут, по его мнению, необходимые условия, "критическую массу" для прогресса в развитии инновационной экономики России:
создание условий для динамичного роста в России международных институтов (фондов) по организации финансирования инновационных проектов на основе государственно-частного партнерства, выпуска инфраструктурных облигаций, выделения государственных грантов на научно-исследовательское и технологическое сопровождение проектов;
содействие созданию в России международных инжиниринговых компаний по научно-исследовательскому и конструкторско-технологическому сопровождению портфеля инновационных проектов;
создание инновационных территориальных кластеров для совместной модернизации существующих производств и развития новых секторов экономики в форме особых экономических зон, территорий опережающего развития, иннополисов, смарт-сити и инновационных парков.
Привлечение инвестиций и импортозамещение
По словам Ильдара Мингалеева, привлечение российских и международных инвестиций для реализации инновационных проектов по модернизации, технологическому развитию и созданию новых высокотехнологичных и конкурентных производств, как никогда актуально для промышленности. Это подтверждается, в частности, постановлениями правительства страны по предоставлению субсидий из федерального бюджета, в том числе направленных на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов: по приоритетным направлениям гражданской промышленности (постановление Правительства РФ от 3 января 2014 года № 3); на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 года № 1312); на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведение испытаний колесных транспортных средств (постановление Правительства РФ от 15 января 2014 года № 29).
В заключение заместитель министра поддержал предложение НОР о придании расширенному заседанию статуса ежегодной международной научно-практической конференции.
Шамиль Агеев отметил, что тема привлечения инвестиций для реализации инновационных проектов по созданию новых наукоемких и высококонкурентных производств в России исключительно важна. И в первую очередь в связи с развитием импортозамещения, так как необходимо исправить перекос в закупках готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных разработок. Эта проблема связана с рядом пока еще не решенных вопросов, например с повышением заинтересованности бизнеса в коммерциализации технологических разработок. Имеющийся опыт внедрения носит скорее имитационный характер. Цифры говорят пока не в нашу пользу: в Японии и Германии 35% предприятий инновационно активны, в Бельгии и Франции – 41–43%. Поэтому необходимо задуматься на государственном уровне, почему предприятия экономят на внедрении инноваций, убирают расходы на НИОКР?
По словам докладчика, мероприятие, проводимое по инициативе НОР, приобретает новую значимость для формирования актуальных стратегий по финансированию высокотехнологичных проектов. Представленный в докладах зарубежный опыт необходимо изучать и перенимать лучшее. Это обязательно даст положительный эффект как в социально-экономическом развитии респуб-лики и страны, так и сформирует инновационно ориентированную научно-производственную базу для успешного осуществления научных проектов не только внутри страны, но и на внешних рынках.
Успешный инновационный бизнес в области приборостроения
Виктор Быков особое внимание уделил необходимости взаимодействия государственных фондов и частного бизнеса по инициализации и организации финансирования высокотехнологичных проектов в области приборо- и машиностроения. В качестве примера такого взаимодействия был рассмотрен опыт компании "НТ-МДТ".
В 1989 году "НТ-МДТ" получила первый грант от Госкомитета по науке и технике СССР по теме "Молекулярная моноэлектроника". В результате был создан первый отечественный серийный сканирующий туннельный микроскоп СТМ-10-МДТ и выпущена опытная партия из
10 приборов.
За 1992–1995 годы по программе международного научно-технического сотрудничества "Эльба" был получен первый заказ со стороны иностранных партнеров. Объем поставок в четыре страны составил 400 тыс. долл.
В 1996 году компания "НТ-МДТ" получила беспроцентный инвестиционный кредит в размере 1 млн. долл. от Минэкономразвития России. В результате в 1997–2003 годах было заключено 500 контрактов на сумму 17 млн. долл. с заказчиками из 32 стран.
Инвестиции в объеме 3 млн. рублей от Фонда поддержки малого бизнеса в 2002 году позволили создать научно-учебный комплекс Nanoeducator и в 2004–2011 годах выполнить около 500 проектов на сумму 15 млн. долл. в 22 странах мира.
В рамках "Мегапроекта" от Минпромнауки были получены бюджетные инвестиции в объеме 300 млн. рублей на создание установок для нанолабораторий. Благодаря этому в 2005–2011 годах были выполнены более 1500 контрактов на сумму 152,4 млн. долл. для заказчиков из 58 стран.
При создании комплексной установки четвертого поколения Spectrum, в которой объединены зондовый микроскоп, оптический микроскоп и КР-спектрометр, ОКР выполнена при поддержке РФТР, предоставившего беспроцентный кредит на 90 млн. рублей в 2013–2014 годы.
В июне 2014 года дан старт нового проекта по созданию автоматизированной бесшаблонной кластерной системы для высокопроизводительных электронно-литографических процессов с объемом финансирования 790 млн. рублей из Фонда перспективных исследований.
На вопрос: "Чего не хватает у нас в России для развития высокотехнологичного бизнеса?" Виктор Быков ответил следующим образом: "Нужна биржа отечественных высокотехнологичных предприятий, подобная NASDAQ, – это сделает выгодным инвестиции в такие предприятия. Также нужно развивать крупные бизнес-структуры, работающие на глобальных рынках".
Поддержка инноваций: израильский опыт
Олег Фиговский отметил, что в мире сложились четыре главных центра научных исследований: США (31% мировых расходов на НИОКР), Евросоюз (24%), Китай (14%) и Япония (11%). Доля России составляет менее 2%.
Показателен положительный опыт Израиля, занимающего второе место после США по числу создаваемых ежегодно стартапов (3500 компаний, большинство из которых занимаются разработкой, усовершенствованием и внедрением высоких технологий), а если рассматривать в соотношении с общей численностью населения, то первое место в мире. После США и Канады у Израиля самое большое число компаний в NASDAQ.
В Израиле государство обеспечивает грантовое финансирование 25–30% фундаментальных исследований, все остальное реализуется в рамках международных проектов. В стране активно работают крупные глобальные компании, например Microsoft и Intel, которые приобретают стартапы, сумевшие довести свою технологию до успешного опытного производства.
По словам докладчика, самый доступный способ получить деньги начинающему предпринимателю в Израиле – это принять участие в программе технологических инкубаторов. Государство инвестирует до 85% необходимых средств, остальное компания должна изыскать сама. Благодаря этому отсекаются те, кто умеет писать бизнес-планы, но не собирается их реализовывать.
Также любой стартап может получить до 50% средств в отделе главного ученого Министерства промышленности и торговли. Годовой бюджет отдела составляет 300–400 млн. долларов и формируется на 2/3 за счет государственного финансирования и на 1/3 за счет поступления роялти от успешно реализованных проектов. За год выполняется софинансирование более 500 компаний.
Для финансирования консорциумов промышленных компаний и университетов, занимающихся разработкой технологий на доконкурентной стадии, в Израиле действует программа Magneton, предусматривающая субсидии в размере 66% от стоимости проекта. Программа Nofar направлена на финансирование разработок, не вызвавших интереса у бизнеса, но обладающих коммерческим потенциалом. Чтобы стать ее участником, необходимо вложить 10% стартового капитала,
а 90% обеспечит государство. На индивидуальных инноваторов рассчитана программа Tnufa, по которой можно получить грант в размере 85% необходимых вложений, но не более 50 тыс. долл.
В Израиле активно работают около 70 венчурных фондов, 14 из которых – международные. В 2010 году 391 израильская высокотехнологичная компания привлекла 1,26 млрд. долл.
По мнению докладчика, наука сама по себе никакой прибыли принести не может. Государство и бизнес вкладывают деньги в науку, а в обмен получают новые знания, которые применяются в экономике, системе государственного управления, образовании, культуре. И отдача от науки измеряется не деньгами, а переменами в различных областях жизни, а также темпами развития страны.
Анализируя ситуацию в России, О.Фиговский отметил, что система коммерциализации инноваций явно несовершенна. Например, государство практически устранилось от финансовой помощи изобретателям в получении патентов. Чтобы исправить ситуацию, нужно создать эффективную систему коммерциализации научных и инженерных знаний с опорой на финансовые ресурсы национальных и мировых банков, инвестиционных компаний и частных корпораций, а также на доступные материальные ресурсы.
Инициативы Минпромторга
О государственной политике по поддержке инвестиций в НИОКР рассказал Сергей Клейменов. Он отметил, что обострение внешнеполитической ситуации создает дополнительный вызов, заставляя действовать в условиях жесткой конкурентной борьбы. Немедленного решения требует проблема импортозамещения, прежде всего в сфере высокотехнологичных решений для обрабатывающих отраслей промышленности и оборонно-промышленного комплекса. При этом действовать мы должны как члены ВТО, строго в условиях международного рынка, поэтому господдержка направлена не на адресную финансовую помощь единичным предприятиям или отраслям, а на комплексное обеспечение условий для реализации потенциала российской промышленности как инновационного, высокотехнологичного, конкурентоспособного сегмента национальной экономики.
Фундаментом для этой работы станет подготовленный Минпромторгом и внесенный в Правительство РФ проект федерального закона
"О промышленной политике в Российской Федерации". Этот закон систематизирует меры стимулирования инновационной деятельности, определяет полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при реализации промышленной политики.
В законопроекте предлагаются следующие новшества: механизм возвратного финансирования для доступа субъектов промышленности к долгосрочным займам на конкурентоспособных условиях; налоговые льготы и преференции для новых комплексных проектов по созданию производства промышленной продукции; специальные инвестиционные контракты; субсидии на создание промышленной инфраструктуры или освоение производства; создание геоинформационных систем (ГИС) промышленных предприятий. Применение предложенных в законопроекте инструментов промышленной политики, с одной стороны, позволит достичь поставленных государственными программами развития промышленности и указами президента от 7 мая 2012 года задач по созданию в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, с другой стороны, полностью соответствует требованиям ВТО.
Достижению поставленных целей будет способствовать тесное взаимодействие государства, бизнеса и научного сообщества. Минпромторг заинтересован в первую очередь в том, чтобы новые разработки и технологии научных учреждений доходили до инвесторов и производителей. Для этого на базе ведомства создан стратегический совет по инвестициям, первое заседание которого прошло 10 июля. Основными задачами нового органа станут подготовка предложений для федеральных органов власти, направленных на повышение инвестиционной привлекательности новых отраслей промышленности, инициирование новых законов, преодолевающих существующие проблемы развития новых кластеров промышленности.
Отдельно следует отметить, что Минпромторгом разработан инструмент государственной поддержки, стимулирующий создание и развитие инжиниринговых центров на базе частных компаний. Правила предоставления субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна утверждены постановлением Правительства РФ № 134 от 22 февраля 2014 года.
Рассказывая о мерах государственного стимулирования НИОКР в России, докладчик отметил: "Согласно постановлению Правительства РФ № 1312 от 30 декабря 2013 года мы готовы субсидировать до 100% стоимости вашего НИОКР. Это позволит предприятию получить свободные средства на развитие". Приоритет будет определяться перечнем критических технологий, которые соответствуют государственной программе развития промышленности и повышению конкурентоспособности гражданских отраслей. В сентябре планируется объявить конкурс, а средняя стоимость технологических НИОКР, которые министерство готово субсидировать, – около 200 млн. рублей.
С.Клейменов также сообщил, что постановление Правительства РФ №3 от 3 января 2014 года предусматривает субсидирование части процентной ставки при кредитовании нового производства, включая реконструкцию и закупку оборудования. В мае в рамках Петербургского международного экономического форума Минпромторг подписал соответствующее соглашение с регионами, а также с шестью крупнейшими банками, направленное на упрощение получения заемных средств. Законопроект о промышленной политике также предусматривает обнуление федеральной и региональной налоговой ставки на прибыль и имущество.
Эффективный технопарк
Сергей Юшко поделился накопленным технопарком "Идея" опытом реализации инновационных проектов. Он рассказал, что для реализации инновационных проектов в технопарке создана инфраструктура общей площадью 28680 м2. В Технопарке зарегистрировано 104 компании, в которых работают в общей сложности 1 691 сотрудников. Объем произведенной продукции, работ и услуг в 2013 году составил
7015 млрд. рублей. Бюджетный эффект по НДФЛ и ЕСН за 2004–2013 годы – 1,3 млрд. рублей.
60% резидентов технопарка – стартапы. В "Идее" созданы центры компетенций Министерства обороны, Министерства здравоохранения, компаний "КАМАЗ", "Татнефть", "Газпром", "ПЛК ГРУПП", НПП "ГКС" и других. В 2013 году был открыт Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). Инициаторами проекта с бюджетом 38 млн. рублей. выступили Ассоциация инновационных регионов России (АИИР) и Молодая инновационная Россия (МИР).
В 2013 году советом директоров технопарка одобрены к реализации 25 стартапов, в том числе 5 технологических компаний. Одобренный объем инвестиций – более 500 млн. рублей.
Инвестирование в инновационные нефтегазовые проекты
С особенностями инвестирования в инновационные нефтегазовые проекты участников заседания познакомил Александр Хавкин. Он подчеркнул, что для экономически выгодной продажи нефти нужно не столько открывать новые месторождения, сколько обеспечивать высокий коэффициент извлечения нефти (КИН) на уже работающих площадках. Для этого требуются тщательные исследования на стыке всех современных научных знаний, и задача обеспечения страны нефтью и газом на основе высокорентабельных энергосберегающих инновационных технологий должна стать таким же национальным инновационным проектом, какими были атомный проект и полет в космос.
Анализ работы открытых в разные периоды месторождений России показывает почти двойное ухудшение КИН – с 0,465 в 1950-годы до 0,269 в 2000–2010 годы. В тоже время "Энергетическая стратегия России до 2030 года" предусматривает необходимость увеличение этого показателя: на первом этапе (2013–2015 гг.) до 0,3–0,32, на втором этапе (2020–2022 годы) – до 0,32–0,35, а к 2030 году планируется достичь отметки 0,35–0,37.
Докладчик подчеркнул, что без инвестирования в инновационные проекты, соответствующие шестому технологическому циклу Кондратьева, который включает нанотехнологии и экологически чистое природопользование, этих значений КИН невозможно достичь, и привел ряд примеров реализации таких проектов совместно с компаниями "Лукойл" и "Татнефть".
"Смарт Сити Казань" как площадка для высокотехнологичного кластера
О возможностях организации высокотехнологичного кластера на территории Международного инвестиционного технополиса "Смарт Сити Казань " рассказал Джавдат Ахманов. "Смарт Сити Казань" – это новая инновационная площадка Республики Татарстан на территории 650 га для развития международного и российского бизнеса, научно-образовательной и деловой активностей, которая вместе с ОЭЗ "Иннополис" создана в рамках концепции "Большая Казань".
Цель проекта "Смарт Сити Казань" – формирование условий для привлечения инвестиций и благоприятной среды для стимулирования и развития перспективных отраслей экономики Республики Татарстан. Одна из основных задач – создание нескольких взаимосвязанных кластеров: высокотехнологичного, медицинского, образовательного, сервисной индустрии и туризма.
Концепция развития высокотехнологического кластера технополиса предусматривает развитие производств и сервисов с высокой добавленной стоимостью, соответствующих международному уровню и обеспечивающих диверсификацию приоритетных отраслей экономики Татарстана, создание площадки для подготовки специалистов, проведения исследований, инжиниринговых центров для развития высокотехнологичных отраслей международного уровня и ряд других направлений.
Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Иннополис" и "Смарт Сити Казань" станут ядром кластера высокотехнологического производства. Инвесторам предлагается создание более 200 площадок под инвестиционные проекты и более 5 млн. м2 площадей для инвестирования в недвижимость. Помимо налоговых преференций для резидентов "Смарт Сити Казань", резиденты ОЭЗ "Иннополис" получат ряд дополнительных федеральных льгот на корпоративный и подоходный налоги.
"Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан" и "Корпорация развития Республики Татарстан" обеспечивают сопровождение проектов и предлагают пакет услуг, включающий упрощенную систему подачи заявок для инвесторов, минимальные затраты времени на утверждение и упрощенное взаимодействие с правительственными ведомствами.
Проекты Центра нанотехнологий Республики Татарстан
О проектной деятельности Центра нанотехнологий Республики Татарстан рассказал Михаил Бондарь. Основные приоритеты проектной деятельности Центра нанотехнологий сосредоточены в следующих областях:
нефтедобыча и нефтепереработка, включая такие проекты, как интенсификация добычи нефти методом сонохимической обработки, разработка и коммерциализация нового поколения гетерогенных катализаторов, создание лаборатории промышленных ультразвуковых технологий, разработка и изготовление опытно-промышленной мобильной пульсационной установки для комплексной ресурсосберегающей нанореагентной обработки нефтяных скважин;
создание новых композитных материалов и технологий, включая разработку технологии получения неизоцианатных полиуретанов для изготовления нанонаполненных материалов с улучшенными потребительскими свойствами и разработку функциональных добавок для полимерных материалов совместно с зарубежными партнерами;
развитие фармацевтики и медицины, в частности проект создания системы доставки лекарственных средств на основе нанотехнологий;
развитие энергоэффективных технологий.
В завершение участниками совместного расширенного заседания было единогласно принято решение о проведении ежегодной международной научно-практической конференции "Организация финансирования высокотехнологичных проектов: международный и российский опыт", а также ряд других решений по повышению эффективности финансирования инновационных проектов. ■
Отзывы читателей