Выпуск #1/2015
А.Трошин, А.Алексеев, И.Яминский, Д.Смагулова, Д.Бурлуцкий
Кадровое обеспечение наноиндустрии
Кадровое обеспечение наноиндустрии
Просмотры: 5144
Насколько обеспечена российская нанотехнологическая отрасль кадрами? В каких направлениях должна улучшаться работа образовательных учреждений? Какова практическая значимость профессиональных стандартов? На эти вопросы отвечают наши эксперты.
DOI:10.22184/1993-8578.2015.55.1.14.21
DOI:10.22184/1993-8578.2015.55.1.14.21
Не секрет, что квалифицированных специалистов в наноиндустрии не хватает, и качество подготовки выпускников не всегда соответствует требованиям, которые предъявляет отрасль. И причины всем известны – двадцатилетний застой в науке и образовании, падение престижа инженерных профессий. Играет роль и новизна технологий, ведь абитуриент должен понимать, чем он будет заниматься в будущем, а школьная программа дает достаточно условное представление о "нано". Нобелевский лауреат по химии за 2011 год Дан Шехтман, несколько лет назад выступавший в Санкт-Петербурге, рассказал, что популяризация науки в Израиле ведется уже с детского сада. Не исключено, что это одна из причин лидерства страны в сфере научной деятельности: Израиль занимает первое место в мире по количеству научных публикаций на душу населения.
К счастью, в последние несколько лет российские профессиональные объединения, вузы, бизнес, госструктуры сделали немало для увеличения качества подготовки специалистов в области нанотехнологий. В том числе, ведется и подготовка специалистов, начиная со школьной скамьи. Например, в санкт-петербургском физико-математическом лицее № 239 при поддержке СПбГЭТУ оборудован класс нанотехнологий – преподаватели лицея и Университета ИТМО совместно ведут курсы по робототехнике. В Санкт-Петербурге можно назвать еще несколько заведений среднего образования, поддержанных технологическими вузами, но пока это единичные случаи.
Для нас, как инжиниринговой компании, особенно критичен дефицит инженеров в сфере проектирования и технологического оснащения наукоемких производств. По объему выполняемых на текущий период и перспективных задач нам в ближайший год нужно увеличить штат инженеров по проектному и технологическому направлению более чем в два раза. Такой рост в компании уже происходил, и мы понимаем, что это будет нелегко, поэтому надеемся на давнее сотрудничество с вузами, приглашаем студентов на практику, поддерживаем профессиональные конкурсы и олимпиады.
Если говорить о конкретных специальностях в высокотехнологичных отраслях, то дефицит специалистов особенно заметен в тех областях, где не существовало знаний и опыта внедрения новых производственных технологий. Мы часто сталкиваемся с этой проблемой, поэтому на этапе проработки проекта, трансфера и адаптации технологий предлагаем услуги по подготовке специалистов на базе вузов-партнеров.
Эффективным решением является кооперация одного из ведущих вузов страны с образовательным учреждением региона, где планируется строительство производства. Наши основные партнеры – Университет ИТМО, СПбГУ, СПбПУ, а также координаторы образовательной деятельности Национальной нанотехнологической сети СПбГЭТУ (ЛЭТИ) и НИЯУ МИФИ. Совместно с региональным вузом разрабатывается образовательная программа, студенты проходят обучение и практику, работают на современном оборудовании, по окончании получают два диплома и гарантированное трудоустройство на новом предприятии. Подобная практика была внедрена при создании оптоволоконного кластера в Республике Мордовия (проекты Инжинирингового центра волоконной оптики и завода оптического волокна) – в проекте был задействован Фонд инфраструктурных и образовательных программ "Роснано", открыта магистерская программа "Нанотехнологии в волоконной оптике" на базе Мордовского государственного университета и Университета ИТМО.
Еще одним условием для повышения качества подготовки кадров является активизация участия бизнеса в образовательном процессе и развитие кооперации вуз-промышленность через разработку профессиональных стандартов, создание базовых кафедр. Определение и утверждение представителями бизнеса наборов компетенций, которыми должен обладать специалист той или иной профессии, позволяет вузам совершенствовать образовательный процесс. Для решения этой проблемы Национальной нанотехнологической сетью и Межотраслевым объединением наноиндустрии, в которое входит "ЭлТех СПб", разрабатываются профессиональные стандарты, создаются центры сертификации компетенций выпускников, ведется профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. По мере возможности мы делегируем своих сотрудников для участия в этих процессах.
Отрасль нанотехнологий является одной из наиболее требовательных к квалификации персонала, что, в свою очередь, приводит к постоянному дефициту кадров. Хотя проблема в этой сфере назрела достаточно давно, решить ее не так просто. Отсутствие узкопрофильных кафедр в вузах и, как следствие, соответствующих учебных программ по большинству направлений – только одна из причин дефицита кадров. Хороший специалист должен обладать не только высокой квалификацией, но и соответствующим опытом, который в нашей отрасли, как и в любой другой, имеет первостепенное значение. При этом специфика такова, что специалиста в любом случае приходится обучать практически с нуля. Это обусловлено, прежде всего, тем, что высшее образование дает лишь азы знаний, а предыдущий опыт чаще всего не пригоден при переходе к новой профессии.
В частности, пока в России работают всего несколько профильных кафедр по специальности электронное машиностроение. Этого явно недостаточно для полноценного развития отрасли. В любом случае, даже после окончания таких учебных заведений выпускника нельзя назвать готовым специалистом. На его обучение непосредственно на предприятии уходит еще несколько лет. Для уменьшения этого срока необходимо налаживать связи вузов и бизнеса. Должна создаваться такая система, когда и бизнес, и образовательные учреждения заинтересованы в сотрудничестве друг с другом. Здесь руку помощи может и должно протянуть государство. Например, если государством поддерживается новая разработка, то почему бы потом не передать ее в учебное учреждение на апробацию и тестирование, или не привлечь к проекту студентов в качестве практики? Если государство сможет заинтересовать в этом бизнес, то студенты, которые будут задействованы в такого рода проектах, получат преимущества на рынке труда.
Что касается образовательных услуг по повышению квалификации персонала, то они не всегда применимы в таких областях, как нанотехнологии. Повышение квалификации специалистов с техническим образованием в большей степени связано с опытом их работы и проектами, в которые данный конкретный специалист вовлечен. Тем не менее у нашей организации был опыт разработки и внедрения курсов повышения квалификации для специалистов электронного машиностроения, в рамках нескольких направлений. Программа разрабатывалась по инициативе "Роснано" совместно сотрудниками СПбГПУ и ЗАО "НТО" и проходила апробацию на нашем предприятии. Могу отметить положительное влияние такого обучения на персонал, а также улучшение взаимодействия всех подразделений компании. Однако, такие специализированные курсы на рынке образования редкость. Узкопрофильное образование сотрудников сегодня очень востребовано со стороны бизнеса, поэтому необходимо развивать компетенции студентов в соответствии с их специализацией. Считаю, что работу, которую начало "Роснано" в этом направлении, необходимо продолжить и распространить на другие отрасли.
Когда вы начинаете делать реальное полезное дело, квалифицированных кадров не хватает всегда. На бытовом уровне мы встречаемся с этим постоянно. Если хотим сделать ремонт в квартире или на даче, мы с большими усилиями, но, как правило, низкой эффективностью ищем идеальных рабочих-ремонтников. Чем более сложной является решаемая задача, тем труднее найти специалистов, которые могут с ней справиться.
В этом году исполняется 30 лет нашей практической деятельности в области экспериментальных нанотехнологий. Возвращаясь во времени назад, я часто анализировал, каким образом в 1987 году в кратчайшие сроки – фактически за 3 месяца – удалось создать коммерческий сканирующий зондовый микроскоп и сразу же подтвердить его уникальные возможности при наблюдениях атомной решетки меди (111) и графита. Теперь ясно понимаешь, что все так удачно сложилось, потому что удалось создать уникальный коллектив творческих и талантливых ученых и специалистов, среди которых Владимир Панов, Сергей Савинов, Юрий Моисеев, Сергей Васильев, Василий Леонов. Высокий профессионализм, наложенный на энтузиазм перестроечных лет, позволил не только разработать, но и запустить в серию сканирующие туннельные и атомно-силовые микроскопы в рекордно короткие сроки.
12 сентября 2015 года исполнится ровно 25 лет Центру перспективных технологий – компании, активно работающей в области главного инструментального метода экспериментальных нанотехнологий – сканирующей зондовой микроскопии. За эти годы появилось новое поколение с новыми устремлениями и умениями. Пусть число электронщиков-схемотехников, способных создавать уникальную электронную аппаратуру, радикально сократилось, однако, появляется широкий круг программистов и существенно продвигается вперед цифровая электроника. Исчезают такие традиционные для индустриальных производств профессии, как токари, фрезеровщики, инструментальщики, слесаря и др., однако, механообработка переходит на принципиально другой уровень. Для управления обрабатывающими центрами требуются специалисты, которые обладают профессиональными умениями программиста, конструктора и технолога.
В 2011–2012 годах мы получили существенную помощь в переподготовке кадров со стороны Фонда инфраструктурных и образовательных программ "Роснано", который поддержал наш образовательный проект "НаноТокарь"*. В название проекта мы вложили, как минимум, двойной смысл. Во-первых, по сравнению с годами СССР, в современной России, да и во всем мире, количество токарей и фрезеровщиков сократилось до уровня "нано". Одновременно современная механообработка – токарная, фрезерная, электро-искровая, шлифовальная – перешла на нанометровые точности. Так что название "НаноТокарь" не случайно. В том числе благодаря этой программе в 2014 году нам удалось запустить полностью российское серийное производство цифровых обрабатывающих центров. Об этом читайте нашу статью в текущем номере журнала "Наноиндустрия". Программное обеспечение, системы позиционирования, управляющая электроника, алгоритмы управления практически одинаковы как для обрабатывающих центров, так и для сканирующих зондовых микроскопов.
Подготовка кадров для российской наноиндустрии – дело общегосударственное, и в него активно включилась высшая школа. Во многих вузах в последнее пятилетие введены образовательные дисциплины в области нанотехнологий. Например, в МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством академика Хохлова создан Научно-образовательный центр по нанотехнологиям. Открытые публичные лекции ведущих ученых широко транслируются через Интернет и издаются на электронных носителях.
Вовлечение молодежи в активное творчество должно происходить намного ранее посещения студенческих аудиторий. В советские времена существовала система Дворцов пионеров, которые часто находились в шаговой доступности и позволяли детям посещать кружки для практических занятий и самостоятельного труда. Эта система работы со школьниками и дошкольниками практически исчезла. Но все-таки попытки возрождения предпринимаются с учетом современных задач и на новом уровне. Работая в этом направлении при поддержке Правительства Москвы, Центр перспективных технологий в сотрудничестве с МГУ им. М.В.Ломоносова создал Центр молодежного инновационного творчества "Нанотехнологии", в котором есть обучающие курсы по нанотехнологиям, сканирующей зондовой микроскопии, 3D-принтерам, 3D-сканерам, цифровым обрабатывающим центрам. Курсы предназначены как для студентов, так и школьников. Подробная информация представлена на сайте центра www.startinnovation.com. Запущены конкурсные программы, среди которых особой популярностью пользуется конкурс "Мой первый завод". Заходите на сайт центра, читайте, участвуйте, побеждайте!
Одна из первостепенных задач развития наноиндустрии в стране – формирование высококвалифицированных и творческих кадров, способных эффективно решать текущие и назревающие научно-технологические проблемы.
Если сравнить стоимость образования в области нанотехнологий в России со средней заработной платой, то приходится констатировать, что обучение стоит дорого. Вместе с тем, конкурс при поступлении в ведущие вузы страны по наноспециальностям высокий, не ниже 5 человек на бюджетное место. Следует отметить, что в ряде зарубежных стран плата за обучение в сфере нанотехнологий существенно ниже, чем в России (по отношению к средней зарплате) или отсутствует вовсе, если абитуриент является гражданином страны в которой обучается, а в ЕС – гражданином страны Евросоюза. Дороговизна образования – негативный фактор, который препятствует подготовке кадров для индустрии нанотехнологий и в целом тормозит развитие отрасли. И это при том, что приказом президента нанотехнологии внесены в Перечень критических технологий Российской Федерации.
Стратегическое планирование в области нанотехнологий, организация научно-технической и инновационной политики требуют взаимодействия и выработки единой позиции членов академического и образовательного сообществ по вопросам кадрового развития в наноиндустрии. Мы считаем, что достичь этой цели можно только при взаимодействии с органами государственной власти различного уровня, отраслевыми и общественными организациями и объединениями, в том числе международными. К сожалению, в России пока отсутствуют эффективные механизмы по координации этой работы.
На базе Научно-образовательного центра "Нанотехнологии" РУДН под руководством профессора Я.Станишевского эти задачи решаются Научной группой по междисциплинарным исследованиям и Международной научной группой, которая отвечает за взаимодействие с зарубежными научными центрами. Мы видим проблему шире, чем только нехватку кадров в области нанотехнологий, и убеждены, что синергетический эффект в отрасли можно создать, в первую очередь, путем привлечения к работе специалистов из разных областей знаний. Иными словами, ставку мы делаем на междисциплинарный подход, на привлечение креативных и талантливых генераторов идей.
Если исследователь всегда согласен с научным руководителем, если он не ставит под сомнение научную парадигму, не пытается творчески интерпретировать научные факты и создавать собственный интеллектуальный продукт, он бесполезен и для науки, и для бизнеса. Внедряя междисциплинарный подход в РУДН и совмещая его с практикой создания малых инновационных предприятий при вузах, мы надеемся создать новую форму взаимодействия науки и бизнеса, а именно – междисциплинарные инновационные коллективы, творцов стартапов, которые заинтересованы как в фундаментальных и прикладных исследованиях, так и в коммерциализации результатов своей деятельности, без отрыва от академической науки. Орлы не летают стаями, их нужно отыскивать поодиночке. Этим мы и занимаемся, формируя кадровый резерв для российской науки и бизнеса. ■
*И.Яминский, А.Ерофеев, Г.Киселев, Д.Колесов, А.Протопопова.
Нанотокарь – это серьезно // Наноиндустрия, № 4(28), c. 52–55, 2011.
К счастью, в последние несколько лет российские профессиональные объединения, вузы, бизнес, госструктуры сделали немало для увеличения качества подготовки специалистов в области нанотехнологий. В том числе, ведется и подготовка специалистов, начиная со школьной скамьи. Например, в санкт-петербургском физико-математическом лицее № 239 при поддержке СПбГЭТУ оборудован класс нанотехнологий – преподаватели лицея и Университета ИТМО совместно ведут курсы по робототехнике. В Санкт-Петербурге можно назвать еще несколько заведений среднего образования, поддержанных технологическими вузами, но пока это единичные случаи.
Для нас, как инжиниринговой компании, особенно критичен дефицит инженеров в сфере проектирования и технологического оснащения наукоемких производств. По объему выполняемых на текущий период и перспективных задач нам в ближайший год нужно увеличить штат инженеров по проектному и технологическому направлению более чем в два раза. Такой рост в компании уже происходил, и мы понимаем, что это будет нелегко, поэтому надеемся на давнее сотрудничество с вузами, приглашаем студентов на практику, поддерживаем профессиональные конкурсы и олимпиады.
Если говорить о конкретных специальностях в высокотехнологичных отраслях, то дефицит специалистов особенно заметен в тех областях, где не существовало знаний и опыта внедрения новых производственных технологий. Мы часто сталкиваемся с этой проблемой, поэтому на этапе проработки проекта, трансфера и адаптации технологий предлагаем услуги по подготовке специалистов на базе вузов-партнеров.
Эффективным решением является кооперация одного из ведущих вузов страны с образовательным учреждением региона, где планируется строительство производства. Наши основные партнеры – Университет ИТМО, СПбГУ, СПбПУ, а также координаторы образовательной деятельности Национальной нанотехнологической сети СПбГЭТУ (ЛЭТИ) и НИЯУ МИФИ. Совместно с региональным вузом разрабатывается образовательная программа, студенты проходят обучение и практику, работают на современном оборудовании, по окончании получают два диплома и гарантированное трудоустройство на новом предприятии. Подобная практика была внедрена при создании оптоволоконного кластера в Республике Мордовия (проекты Инжинирингового центра волоконной оптики и завода оптического волокна) – в проекте был задействован Фонд инфраструктурных и образовательных программ "Роснано", открыта магистерская программа "Нанотехнологии в волоконной оптике" на базе Мордовского государственного университета и Университета ИТМО.
Еще одним условием для повышения качества подготовки кадров является активизация участия бизнеса в образовательном процессе и развитие кооперации вуз-промышленность через разработку профессиональных стандартов, создание базовых кафедр. Определение и утверждение представителями бизнеса наборов компетенций, которыми должен обладать специалист той или иной профессии, позволяет вузам совершенствовать образовательный процесс. Для решения этой проблемы Национальной нанотехнологической сетью и Межотраслевым объединением наноиндустрии, в которое входит "ЭлТех СПб", разрабатываются профессиональные стандарты, создаются центры сертификации компетенций выпускников, ведется профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. По мере возможности мы делегируем своих сотрудников для участия в этих процессах.
Отрасль нанотехнологий является одной из наиболее требовательных к квалификации персонала, что, в свою очередь, приводит к постоянному дефициту кадров. Хотя проблема в этой сфере назрела достаточно давно, решить ее не так просто. Отсутствие узкопрофильных кафедр в вузах и, как следствие, соответствующих учебных программ по большинству направлений – только одна из причин дефицита кадров. Хороший специалист должен обладать не только высокой квалификацией, но и соответствующим опытом, который в нашей отрасли, как и в любой другой, имеет первостепенное значение. При этом специфика такова, что специалиста в любом случае приходится обучать практически с нуля. Это обусловлено, прежде всего, тем, что высшее образование дает лишь азы знаний, а предыдущий опыт чаще всего не пригоден при переходе к новой профессии.
В частности, пока в России работают всего несколько профильных кафедр по специальности электронное машиностроение. Этого явно недостаточно для полноценного развития отрасли. В любом случае, даже после окончания таких учебных заведений выпускника нельзя назвать готовым специалистом. На его обучение непосредственно на предприятии уходит еще несколько лет. Для уменьшения этого срока необходимо налаживать связи вузов и бизнеса. Должна создаваться такая система, когда и бизнес, и образовательные учреждения заинтересованы в сотрудничестве друг с другом. Здесь руку помощи может и должно протянуть государство. Например, если государством поддерживается новая разработка, то почему бы потом не передать ее в учебное учреждение на апробацию и тестирование, или не привлечь к проекту студентов в качестве практики? Если государство сможет заинтересовать в этом бизнес, то студенты, которые будут задействованы в такого рода проектах, получат преимущества на рынке труда.
Что касается образовательных услуг по повышению квалификации персонала, то они не всегда применимы в таких областях, как нанотехнологии. Повышение квалификации специалистов с техническим образованием в большей степени связано с опытом их работы и проектами, в которые данный конкретный специалист вовлечен. Тем не менее у нашей организации был опыт разработки и внедрения курсов повышения квалификации для специалистов электронного машиностроения, в рамках нескольких направлений. Программа разрабатывалась по инициативе "Роснано" совместно сотрудниками СПбГПУ и ЗАО "НТО" и проходила апробацию на нашем предприятии. Могу отметить положительное влияние такого обучения на персонал, а также улучшение взаимодействия всех подразделений компании. Однако, такие специализированные курсы на рынке образования редкость. Узкопрофильное образование сотрудников сегодня очень востребовано со стороны бизнеса, поэтому необходимо развивать компетенции студентов в соответствии с их специализацией. Считаю, что работу, которую начало "Роснано" в этом направлении, необходимо продолжить и распространить на другие отрасли.
Когда вы начинаете делать реальное полезное дело, квалифицированных кадров не хватает всегда. На бытовом уровне мы встречаемся с этим постоянно. Если хотим сделать ремонт в квартире или на даче, мы с большими усилиями, но, как правило, низкой эффективностью ищем идеальных рабочих-ремонтников. Чем более сложной является решаемая задача, тем труднее найти специалистов, которые могут с ней справиться.
В этом году исполняется 30 лет нашей практической деятельности в области экспериментальных нанотехнологий. Возвращаясь во времени назад, я часто анализировал, каким образом в 1987 году в кратчайшие сроки – фактически за 3 месяца – удалось создать коммерческий сканирующий зондовый микроскоп и сразу же подтвердить его уникальные возможности при наблюдениях атомной решетки меди (111) и графита. Теперь ясно понимаешь, что все так удачно сложилось, потому что удалось создать уникальный коллектив творческих и талантливых ученых и специалистов, среди которых Владимир Панов, Сергей Савинов, Юрий Моисеев, Сергей Васильев, Василий Леонов. Высокий профессионализм, наложенный на энтузиазм перестроечных лет, позволил не только разработать, но и запустить в серию сканирующие туннельные и атомно-силовые микроскопы в рекордно короткие сроки.
12 сентября 2015 года исполнится ровно 25 лет Центру перспективных технологий – компании, активно работающей в области главного инструментального метода экспериментальных нанотехнологий – сканирующей зондовой микроскопии. За эти годы появилось новое поколение с новыми устремлениями и умениями. Пусть число электронщиков-схемотехников, способных создавать уникальную электронную аппаратуру, радикально сократилось, однако, появляется широкий круг программистов и существенно продвигается вперед цифровая электроника. Исчезают такие традиционные для индустриальных производств профессии, как токари, фрезеровщики, инструментальщики, слесаря и др., однако, механообработка переходит на принципиально другой уровень. Для управления обрабатывающими центрами требуются специалисты, которые обладают профессиональными умениями программиста, конструктора и технолога.
В 2011–2012 годах мы получили существенную помощь в переподготовке кадров со стороны Фонда инфраструктурных и образовательных программ "Роснано", который поддержал наш образовательный проект "НаноТокарь"*. В название проекта мы вложили, как минимум, двойной смысл. Во-первых, по сравнению с годами СССР, в современной России, да и во всем мире, количество токарей и фрезеровщиков сократилось до уровня "нано". Одновременно современная механообработка – токарная, фрезерная, электро-искровая, шлифовальная – перешла на нанометровые точности. Так что название "НаноТокарь" не случайно. В том числе благодаря этой программе в 2014 году нам удалось запустить полностью российское серийное производство цифровых обрабатывающих центров. Об этом читайте нашу статью в текущем номере журнала "Наноиндустрия". Программное обеспечение, системы позиционирования, управляющая электроника, алгоритмы управления практически одинаковы как для обрабатывающих центров, так и для сканирующих зондовых микроскопов.
Подготовка кадров для российской наноиндустрии – дело общегосударственное, и в него активно включилась высшая школа. Во многих вузах в последнее пятилетие введены образовательные дисциплины в области нанотехнологий. Например, в МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством академика Хохлова создан Научно-образовательный центр по нанотехнологиям. Открытые публичные лекции ведущих ученых широко транслируются через Интернет и издаются на электронных носителях.
Вовлечение молодежи в активное творчество должно происходить намного ранее посещения студенческих аудиторий. В советские времена существовала система Дворцов пионеров, которые часто находились в шаговой доступности и позволяли детям посещать кружки для практических занятий и самостоятельного труда. Эта система работы со школьниками и дошкольниками практически исчезла. Но все-таки попытки возрождения предпринимаются с учетом современных задач и на новом уровне. Работая в этом направлении при поддержке Правительства Москвы, Центр перспективных технологий в сотрудничестве с МГУ им. М.В.Ломоносова создал Центр молодежного инновационного творчества "Нанотехнологии", в котором есть обучающие курсы по нанотехнологиям, сканирующей зондовой микроскопии, 3D-принтерам, 3D-сканерам, цифровым обрабатывающим центрам. Курсы предназначены как для студентов, так и школьников. Подробная информация представлена на сайте центра www.startinnovation.com. Запущены конкурсные программы, среди которых особой популярностью пользуется конкурс "Мой первый завод". Заходите на сайт центра, читайте, участвуйте, побеждайте!
Одна из первостепенных задач развития наноиндустрии в стране – формирование высококвалифицированных и творческих кадров, способных эффективно решать текущие и назревающие научно-технологические проблемы.
Если сравнить стоимость образования в области нанотехнологий в России со средней заработной платой, то приходится констатировать, что обучение стоит дорого. Вместе с тем, конкурс при поступлении в ведущие вузы страны по наноспециальностям высокий, не ниже 5 человек на бюджетное место. Следует отметить, что в ряде зарубежных стран плата за обучение в сфере нанотехнологий существенно ниже, чем в России (по отношению к средней зарплате) или отсутствует вовсе, если абитуриент является гражданином страны в которой обучается, а в ЕС – гражданином страны Евросоюза. Дороговизна образования – негативный фактор, который препятствует подготовке кадров для индустрии нанотехнологий и в целом тормозит развитие отрасли. И это при том, что приказом президента нанотехнологии внесены в Перечень критических технологий Российской Федерации.
Стратегическое планирование в области нанотехнологий, организация научно-технической и инновационной политики требуют взаимодействия и выработки единой позиции членов академического и образовательного сообществ по вопросам кадрового развития в наноиндустрии. Мы считаем, что достичь этой цели можно только при взаимодействии с органами государственной власти различного уровня, отраслевыми и общественными организациями и объединениями, в том числе международными. К сожалению, в России пока отсутствуют эффективные механизмы по координации этой работы.
На базе Научно-образовательного центра "Нанотехнологии" РУДН под руководством профессора Я.Станишевского эти задачи решаются Научной группой по междисциплинарным исследованиям и Международной научной группой, которая отвечает за взаимодействие с зарубежными научными центрами. Мы видим проблему шире, чем только нехватку кадров в области нанотехнологий, и убеждены, что синергетический эффект в отрасли можно создать, в первую очередь, путем привлечения к работе специалистов из разных областей знаний. Иными словами, ставку мы делаем на междисциплинарный подход, на привлечение креативных и талантливых генераторов идей.
Если исследователь всегда согласен с научным руководителем, если он не ставит под сомнение научную парадигму, не пытается творчески интерпретировать научные факты и создавать собственный интеллектуальный продукт, он бесполезен и для науки, и для бизнеса. Внедряя междисциплинарный подход в РУДН и совмещая его с практикой создания малых инновационных предприятий при вузах, мы надеемся создать новую форму взаимодействия науки и бизнеса, а именно – междисциплинарные инновационные коллективы, творцов стартапов, которые заинтересованы как в фундаментальных и прикладных исследованиях, так и в коммерциализации результатов своей деятельности, без отрыва от академической науки. Орлы не летают стаями, их нужно отыскивать поодиночке. Этим мы и занимаемся, формируя кадровый резерв для российской науки и бизнеса. ■
*И.Яминский, А.Ерофеев, Г.Киселев, Д.Колесов, А.Протопопова.
Нанотокарь – это серьезно // Наноиндустрия, № 4(28), c. 52–55, 2011.
Отзывы читателей