В номере 8 (54) за 2014 год мы уже рассказывали о "Нанотехнологическом центре композитов" (НЦК), созданном ХК "Композит" и ФИОП "Роснано" для развития инжиниринга и производства современных композиционных материалов, а также реализации инвестиционных программ. В продолжение этой публикации предлагаем вниманию читателей интервью с директором НЦК Михаилом Александровичем Столяровым, в котором обсуждаются проблемы развития российской отрасли композитов и проекты центра.

DOI:10.22184/1993-8578.2015.57.3.14.19

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по нанотехнологиям
Другие серии книг:
Мир материалов и технологий
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир электроники
Мир программирования
Мир связи
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир станкостроения
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #3/2015
М.Столяров
Российский рынок композитов и проекты НЦК
Просмотры: 5015
В номере 8 (54) за 2014 год мы уже рассказывали о "Нанотехнологическом центре композитов" (НЦК), созданном ХК "Композит" и ФИОП "Роснано" для развития инжиниринга и производства современных композиционных материалов, а также реализации инвестиционных программ. В продолжение этой публикации предлагаем вниманию читателей интервью с директором НЦК Михаилом Александровичем Столяровым, в котором обсуждаются проблемы развития российской отрасли композитов и проекты центра.

DOI:10.22184/1993-8578.2015.57.3.14.19
Михаил Александрович, какие глобальные тенденции в области композиционных материалов вы можете отметить?

Во-первых, композиционные материалы находят все более широкое применение в гражданских отраслях, не связанных с традиционно главными заказчиками изделий из композитов – оборонной, космической и авиастроительной промышленностью. Вторая тенденция – рост использования углепластиков, хотя более дешевые стеклопластики продолжают доминировать. Разрыв между объемами применения этих материалов может изменяться, но не будет преодолен, подобно тому, как титановые сплавы никогда не вытеснят стали. В-третьих, можно отметить развитие стандартизированных, ориентированных на массовое произ­водство решений. Примером может служить начало производства углепластиковых кузовов для электромобилей i3 на новом заводе BMW в Лейпциге (Германия).


Как вы оцениваете состояние российской отрасли композитов, какие задачи стоят перед ней?

Отрасль композитов в России пока развита слабо: мало производителей сырьевых компонентов, фактически отсутствуют производители технологического оборудования и очень мало заказчиков на конечную продукцию. Рост рынка, освоение новых технологий стимулируются в основном нуждами оборонного комплекса и аэрокосмической промышленности. Пока даже не приходится говорить о конкуренции "композитчиков" между собой, так как для всех нас основные конкуренты – производители изделий из традиционных материалов. В развитых европейских странах, Северной Америке, Японии отрасль композитов прошла этот этап еще в 1990-х годах. Поэтому, на мой взгляд, одна из главных задач участников рынка – продвижение композитов, разъяснение их преимуществ по сравнению с традиционными решениями потенциаль­ным потребителям.

С чем связано такое отставание в развитии и намечаются ли позитивные сдвиги?

Как и многие другие высокотехнологичные направления промышленности, мировое производство композитов сделало большой шаг вперед в 1990-х годах, когда в нашей стране были экономические неурядицы. Сейчас российской отрасли не хватает крупных заказчиков: отечественное гражданское авиастроение серьезных объемов обеспечить не может, ветроэнергетика у нас неразвита, судостроители начинают внедрять композиционные материалы – можно отметить проекты санкт-петербургского Средне-Невского судострои­тельного завода и рыбинского "Вымпела", – но пока речь идет только о первых шагах. Производство стеклопластиковых труб также только начинает развиваться – самый крупный в стране специализированный завод, который ХК "Композит" строит в Татарстане, по мировым меркам, имеет невысокую мощность.

Позитивные сдвиги, конечно, есть: строятся новые предприя­тия, объемы производства растут, готовятся кадры, государство поддерживает развитие отрасли, особенно хотелось бы отметить подпрограмму 14 "Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них" государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", благодаря которой более десятка крупных проектов получили государственное финансирование. Активно работает корпорация "Роснано": наш центр, а также еще несколько проектов реализуются при ее непосредственном участии.


Работают ли на российском рынке иностранные производители изделий из композиционных материалов?

Для иностранных производителей и поставщиков готовых изделий российский рынок мало интересен, так как характеризуется низким спросом при высоких затратах на логистику и таможенное оформление. Когда курс рубля был высок, некоторые виды продукции, например стеклопластиковые трубы, действительно импортировались, но в сегодняшней ситуации по цене они неконкурентоспособны с российской продукцией. Иностранные компании на российском рынке композитов работают в основном в области поставок материалов и полуфабрикатов.


С точки зрения качества, российская продукция из композитов соответствует мировым стандартам?

Важно то, что она соответствует требованиям российских заказчиков в той степени, чтобы им не было смысла обращаться к иностранным компаниям. С другой стороны, экспорт отечественных изделий из композитов невыгоден по той же причине, по которой фактически отсутствует импорт – из-за больших логистических издержек. К тому же, вследствие малого объема рынка, в нашей стране нет достаточно крупных предприятий, чтобы они могли по уровню производственных издержек конкурировать на внешнем рынке с ведущими международными компаниями.

Насколько реально и целесообразно импортозамещение в области производства компонентов для композиционных материалов, а также технологического оборудования?

Положение дел в производстве волокна, свя­зующих и оборудования различно. Российское стекловолокно конкурентоспособно, причем не только на внутреннем рынке – в условиях девальвации рубля вполне возможен и экспорт продукции. Похожая ситуация сложилась и на рынке углеволокна, более половины которого контролирует ХК "Композит". С вводом в строй завода "Алабуга-Волокно" потребности отечественных производителей композитов могут быть полностью обеспечены российским углеволокном.

В производстве связующих импортозамещение пока проблематично, так как даже материалы, выпускаемые под российскими марками, производятся на базе импортных химических компонентов. Что касается российского производства оборудования, то целесообразность его организации очень сомнительна, так как спрос на внутреннем рынке слишком низок.

Актуальна ли для отрасли композитов проблема нехватки квалифицированных кадров?

Обеспечение инженерно-техническими кадрами – внеотраслевая проблема, с которой сталкивается большинство производственных предприятий, особенно в столице. Современная Москва – это не "город инженеров и рабочих", поэтому нам приходится привлекать специалистов из других регионов и из-за рубежа. Показательно, что к концу первого квартала доля иностранного персонала в общем числе сотрудников центра составит примерно 15%.


Еще одна типичная для инновационных отраслей проблема – устаревшие стандарты…

Препятствия создают, в первую очередь, стандарты, регламентирующие применение тех видов продукции, которые могут изготавливаться из композиционных материалов. Например, в устаревших, но все еще действующих стандартах, сводах правил и иных нормативно-технических документах нередко вообще отсутствует упоминание о возможности использования изделий из композитов. К сожалению, процесс разработки, утверждения и внедрения новых стандартов в нашей стране идет медленно и связан с преодолением множества бюрократических преград. Так, руководство Минстроя России прикладывает большие усилия к тому, чтобы в области строительства своды правил и ГОСТы достаточно ритмично принимались и внедрялись, но эти инициа­тивы "вязнут" в сложной бюрократической структуре на самых разных уровнях – от аппарата того же министерства до проектных институтов, государственной экспертизы и т.д. Конечно, эта проблема мешает развитию нашей отрасли.

О необходимости развития инжиниринга сейчас много говорится, существуют ли специфические проблемы в области композиционных материалов?

Если говорить о технических аспектах, то в силу анизотропии композитов, к ним малоприменимы методы моделирования, используемые для традиционных материалов. Кроме того, при конструировании изделий из композитов приоритетны требования, обусловленные специ­фикой той отрасли, в которой они будут применяться, а не общие материаловедческие соображения.

Насколько значимую роль в развитии российского производства композитов играют заказчики из коммерческих компаний? Какие решения особенно востребованы в этом секторе?

Продукция из композитов многообразна, номенклатура изделий обширна, и их сложно разграничить по типу заказчиков – одни и те же решения востребованы и государственными структурами, и коммерческими компаниями. Хорошим примером продукции, пользующейся высоким спросом в коммерческом секторе, являются материалы на базе углеволокна для внешнего армирования железобетонных конструкций. Углеволоконные сетки, ленты и ламинаты позволяют восстанавливать несущую способность опор, балок, перекрытий и других элементов мостов, путепроводов, зданий. Ремонт выполняется, не прерывая эксплуатацию сооружения, без тяжелой техники, с привлечением минимального числа рабочих в 2–3 раза быстрее и на 20–40% дешевле, чем при использовании традиционных решений. Спрос на такие материалы растет на 20–30% в год. В коммерческом сегменте они широко используются, например, для реновации гостиниц и зданий торговых центров.

Еще один пример – арматура из композиционных материалов. Около десяти лет назад на этом рынке не было никого, сегодня производством стеклопластиковой арматуры занимаются уже около 50 компаний, в том числе наш центр. Если вначале композитную арматуру использовали в основном в малоэтажном строительстве, то сейчас она все более широко применяется в сооружениях, рассчитанных на высокие нагрузки. В 2014 году начал действовать ГОСТ, регламентирующий ее использование, и спрос растет лавинообразно.


Какие еще производственные проекты НЦК вы хотели бы отметить?

Мы подписали соглашение с венгерской компанией Evopro, согласно которому выполняем инжиниринг, производство оснасток и выпуск пилотной партии из 50 кузовов для автобусов. Это первые в мире модульные полностью стеклопластиковые кузова, разработанные для инновационных автобусов с электрической или гибридной силовой установкой. Решение об использовании стеклопластика обусловлено необходимостью облегчения машины ввиду большого веса аккумуляторного блока. Благодаря модульности конструкции кузова возможно производство нескольких модификаций автобусов, рассчитанных на разное количество пассажиров.

Еще один интересный проект – начало производства стеклопластиковых перильных ограждений для мостов. Такие ограждения не подвержены коррозии, фактически не требуют обслуживания и легко заменяются при поломке. В 2014 году мы изготовили ограждения для 14 мостовых переходов. Это очень перспективный вид продукции, производство которой мы планируем развивать.


Помимо инжиниринга и производства, НЦК занимается также инвестиционной деятельностью, как эти направления сочетаются между собой?

НЦК изначально создавался как отраслевой центр, объединяющий уникальный набор функций: инжиниринг, НИОКР, мелко- и среднесерийное производство продукции из композитов, организацию обучения и переподготовки специалистов, а также инвестиционную деятельность. Все эти направления ведут к одной цели – развитию отрасли композитов, а потому не противоречат друг другу. В качестве инвестора мы участвуем в проекте по строительству завода "НЦК-Алабуга", который будет изготавливать элементы экстерьера и интерьера для коммерческого грузового автотранспорта и сельскохозяйственной техники. В производстве будут применяться методы длинноволоконной инжекции (LFI) и прямого прессования листов (SMC). На предприятии уже начат монтаж технологического оборудования, а в мае-июне планируется запуск первой очереди производства. Также реализуются еще несколько инвестиционных проектов, о которых пока рано говорить.


Как вы оцениваете сотрудничество с "Роснано"?

Руководители "Роснано" прилагают большие усилия к продвижению высоких технологий, формированию спроса на них со стороны крупных государственных и коммерческих структур, инициируют мероприятия, на которых мы можем представить свою продукцию, поэтому сотрудничество с "Роснано" очень полезно для развития бизнеса. ■


Спасибо за интересный рассказ.

С М.А.Столяровым беседовал Д.Ю.Гудилин
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art