Выпуск #4/2015
Д.Соколов
Патентование изобретений в России: основные проблемы и их решение
Патентование изобретений в России: основные проблемы и их решение
Просмотры: 5063
Некоторые проблемы, связанные с низкой патентной защищенностью отечественных разработок, которые уже затрагивались ранее, рассмотрены более подробно, учитывая политические реалии сегодняшнего дня.
DOI:10.22184/1993-8578.2015.58.4.80.83
DOI:10.22184/1993-8578.2015.58.4.80.83
Разумеется, процесс управления ИС важен, и его надо совершенствовать. Но в наших условиях, к сожалению, существующую патентную стратегию можно сформулировать как: "Управление тем, чего нет".
Приведем два характерных примера грамотной государственной политики. В Японии в 1960–70-е годы была реализована государственная программа массового обучения изобретательству – создавались кружки изобретателей, любое незначительное усовершенствование патентовалось. Конечно, японские изобретения в то время в большинстве своем были довольно смешные, но сработал закон перехода количества в качество. В настоящее время японские патенты, по моему мнению, наиболее "сильные" и с технической, и с юридической точек зрения. В мировые лидеры Японию вывела, в том числе, такая политика в области патентования.
В Китае осуществляется переход от лозунга "Сделано в Китае" к лозунгу "Изобретено в Китае". Реализуя эту программу, страна опередила международные прогнозы и уже в 2011 году вышла на первое место в мире по количеству заявок на изобретения (526,4 тыс.). В 2013 году их число составило 830 тыс. В настоящее время у Китая наивысшие в мире темпы роста в получении патентов. Хотя пока не все китайские патенты имеют высокий уровень, учитывая китайский менталитет и богатые изобретательские традиции, можно прогнозировать, что через 5 лет Китай выйдет по всем параметрам защиты интеллектуальной собственности на первое место в мире.
И в японской, и в китайской программах ключевое слово – "изобретательство". Это закономерно, так как самое важное место в цепочке от идеи до патента, его использования и получения прибыли должен занимать изобретатель. Стратегия изобретательства в нашей стране должна быть основана, в первую очередь, на системах обучения изобретательству и патентованию, как единому взаимодополняющему процессу. Произносимые с высоких трибун слова о том, что хватит копировать чужие изобретения, остаются словами. Если человека не учить читать и считать, то он никогда этому не научится. Так же, если человека не учить изобретательству и патентованию, то при резком сокращение тиражей практической патентной литературы трудно рассчитывать на увеличение количества и качества изобретений, и наше технологическое отставание от всего мира будет только ускоряться.
Для решения описанных проблем программа в области защиты интеллектуальной собственности должна включать следующие меры:
• внедрение в систему высшего технического образования программ обучения созданию и защите ИС, привязанных к выполнению курсовых и дипломных проектов. При этом целесообразно использовать опыт занятий по практическому изобретательству и патентованию, проведенных на кафедре Микроэлектроники МФТИ в рамках учебных программ 2011–2013 годов по дисциплине "Управление научно-исследовательскими работами и охрана интеллектуальной собственности", в МИЭТ в 2009–2014 годах, в Академии менеджмента и рынка в рамках программы 2008 года "Управление инновационными проектами", на летних Школах изобретательства 2010–2011 годов "Инновационное и техническое творчество" и в рамках Научной школы для молодежи "Создание малых инновационных компаний в учреждениях образования и науки" 2010 года;
• проведение дополнительной подготовки преподавателей профильных дисциплин выпускающих кафедр в области современных методик создания и защиты ИС. Такая подготовка может быть осуществлена на базах Академии технологических наук РФ и Академии инженерных наук им. А.М.Прохорова с привлечением МТПП, ВОИР, Нанотехнологического общества России, салона "Архимед", Корпорации развития Зеленограда и Инновационно-технологического центра;
• подготовка серии учебников по изобретательству и патентованию, адаптированных к направлениям специальных дисциплин в области газовой и нефтяной промышленности, энергетики, связи, космической промышленности, самолетостроения, нанотехнологий. Эти учебники могут быть созданы на базе литературы [2–8] и программ обучения студентов в области защиты ИС, реализованных в МФТИ (2011–2013 годы), МИЭТе (2009–2014 годы), Академии менеджмента и рынка (2008–2011 годы), Зеленоградских школах изобретательства (2013–2014 годы);
• создание в Академии технологических наук РФ и в Академии инженерных наук им. А.М.Прохорова центров по выездной и стационарной организации патентных служб на предприятиях, а также по переподготовке работников патентных подразделений с учетом последних требований патентной экспертизы. При этом целесообразно использовать опыт занятий, проведенных в КБ "Молния", SELMI, КФУ, НИИФКИ, НИИ Трансплантологии и искусственных органов, ВНИИФК, НИИ "Элпа", НИИТМ, заводе "Элион", Академии менеджмента и рынка, ЮУрГУ, ВНИИТФА ГК "Росатом", ЦИПК "Атомэнергопром", МГРИ-РГГРУ, концерне "Вега", ИТЭБ РАН, ТПП РФ, МТПП, салоне "Архимед", МНИТИ, ИСАН, ВА РВСН. В качестве методических пособий может использоваться литература [9–13].
Уникальность предложенной программы заключается в том, что процессы изобретательства и патентования рассматриваются в едином цикле создания и защиты ИС. Реализация элементов этой программы во многих из перечисленных организаций показала следующие результаты и возможности:
• эффективное решение изобретательских задач в области высоких технологий на начальных этапах НИР;
• создание многозвенной зонтичной формулы изобретения на основе одного базового отличительного признака в течение однодневного мастер-класса;
• сокращение сроков оформления заявок на изобретения более чем в 2 раза;
• доведение числа положительных решений до 95% от числа поданных заявок;
• получение патентов на нетрадиционные объекты (например, наномашины, гибридные наномодули, объекты, использующие неопубликованные открытия, произведения художественного творчества);
• объединение многофункциональных комплексов зонтичным и одновременно маскирующим и дезориентирующим патентом;
• получение патентов на комплексы, включающие только известные составляющие;
• создание новых видов специализированных патентов;
• эффективный выбор перспективных направлений развития техники;
• создание патентных служб на предприятиях из штатных сотрудников научно-производственной сферы;
• решение простых изобретательских задач неподготовленной группой обучаемых в течение двухчасового мозгового штурма;
• обучение изобретателей, имеющих нулевую подготовку в области защиты интеллектуальной собственности, самостоятельному оформлению заявок в течение двухдневного мастер-класса.
Литература
1. Соколов Д.Ю. Патентная защита разработок в России. Некоторые проблемы // Наноиндустрия. 2013. № 6. С. 82–87.
2. Соколов Д.Ю. Обучение изобретательству на интересных примерах. – Саарбрюкен: Lambert Academic Publishing, 2012. 104 с.
3. Соколов Д.Ю. Об изобретательстве понятным языком и на интересных примерах. – М.: Техносфера, 2011. 152 с.
4. Соколов Д.Ю. Необычные изобретения. От Вселенной до атома. – М.: Техносфера, 2013. 144 с.
5. Соколов Д.Ю. Патентование изобретений в области высоких и нанотехнологий. – М.: Техносфера, 2010. 135 с.
6. Соколов Д.Ю. Создание, оформление и защита изобретений: практическое пособие для инженеров, ученых и патентоведов. - М.: Информационно-издательский центр "Патент", 2013. 206 с.
7. Соколов Д.Ю. Патентование сложных изобретений. - М.: Информационно-издательский центр "Патент", 2013. 120 с.
8. Соколов Д.Ю. Патентная защита изобретений после вступления России во Всемирную торговую организацию. – М.: Информационно-издательский центр "Патент", 2014. 109 с.
9. Соколов Д.Ю. Новые проблемы патентования и их решение. - М.: Ин формационно-издательский центр "Патент ", 2015. 6.5 л. (Готовится к изданию).
10. Шпаковский Н.А. ТРИЗ. Анализ технической информации и генерация новых идей. – М.: Форум, 2010. 264 с.
11. Шимукович П.Н. ТРИЗ – противоречия в инновационных решениях. – М.: Книжный дом "Либроком", 2012. 216 с.
12. Китайский В.Е. Патентование изобретений и полезных моделей: Пособие для заявителей. – М.: Информационно-издательский центр "Патент", 2010. 214 с.
13. Скорняков Э.П., Горбунова М.Э. Патентные исследования: учебно-методическое пособие. – М.: Информационно-издательский центр "Патент", 2011. 183 с.
Приведем два характерных примера грамотной государственной политики. В Японии в 1960–70-е годы была реализована государственная программа массового обучения изобретательству – создавались кружки изобретателей, любое незначительное усовершенствование патентовалось. Конечно, японские изобретения в то время в большинстве своем были довольно смешные, но сработал закон перехода количества в качество. В настоящее время японские патенты, по моему мнению, наиболее "сильные" и с технической, и с юридической точек зрения. В мировые лидеры Японию вывела, в том числе, такая политика в области патентования.
В Китае осуществляется переход от лозунга "Сделано в Китае" к лозунгу "Изобретено в Китае". Реализуя эту программу, страна опередила международные прогнозы и уже в 2011 году вышла на первое место в мире по количеству заявок на изобретения (526,4 тыс.). В 2013 году их число составило 830 тыс. В настоящее время у Китая наивысшие в мире темпы роста в получении патентов. Хотя пока не все китайские патенты имеют высокий уровень, учитывая китайский менталитет и богатые изобретательские традиции, можно прогнозировать, что через 5 лет Китай выйдет по всем параметрам защиты интеллектуальной собственности на первое место в мире.
И в японской, и в китайской программах ключевое слово – "изобретательство". Это закономерно, так как самое важное место в цепочке от идеи до патента, его использования и получения прибыли должен занимать изобретатель. Стратегия изобретательства в нашей стране должна быть основана, в первую очередь, на системах обучения изобретательству и патентованию, как единому взаимодополняющему процессу. Произносимые с высоких трибун слова о том, что хватит копировать чужие изобретения, остаются словами. Если человека не учить читать и считать, то он никогда этому не научится. Так же, если человека не учить изобретательству и патентованию, то при резком сокращение тиражей практической патентной литературы трудно рассчитывать на увеличение количества и качества изобретений, и наше технологическое отставание от всего мира будет только ускоряться.
Для решения описанных проблем программа в области защиты интеллектуальной собственности должна включать следующие меры:
• внедрение в систему высшего технического образования программ обучения созданию и защите ИС, привязанных к выполнению курсовых и дипломных проектов. При этом целесообразно использовать опыт занятий по практическому изобретательству и патентованию, проведенных на кафедре Микроэлектроники МФТИ в рамках учебных программ 2011–2013 годов по дисциплине "Управление научно-исследовательскими работами и охрана интеллектуальной собственности", в МИЭТ в 2009–2014 годах, в Академии менеджмента и рынка в рамках программы 2008 года "Управление инновационными проектами", на летних Школах изобретательства 2010–2011 годов "Инновационное и техническое творчество" и в рамках Научной школы для молодежи "Создание малых инновационных компаний в учреждениях образования и науки" 2010 года;
• проведение дополнительной подготовки преподавателей профильных дисциплин выпускающих кафедр в области современных методик создания и защиты ИС. Такая подготовка может быть осуществлена на базах Академии технологических наук РФ и Академии инженерных наук им. А.М.Прохорова с привлечением МТПП, ВОИР, Нанотехнологического общества России, салона "Архимед", Корпорации развития Зеленограда и Инновационно-технологического центра;
• подготовка серии учебников по изобретательству и патентованию, адаптированных к направлениям специальных дисциплин в области газовой и нефтяной промышленности, энергетики, связи, космической промышленности, самолетостроения, нанотехнологий. Эти учебники могут быть созданы на базе литературы [2–8] и программ обучения студентов в области защиты ИС, реализованных в МФТИ (2011–2013 годы), МИЭТе (2009–2014 годы), Академии менеджмента и рынка (2008–2011 годы), Зеленоградских школах изобретательства (2013–2014 годы);
• создание в Академии технологических наук РФ и в Академии инженерных наук им. А.М.Прохорова центров по выездной и стационарной организации патентных служб на предприятиях, а также по переподготовке работников патентных подразделений с учетом последних требований патентной экспертизы. При этом целесообразно использовать опыт занятий, проведенных в КБ "Молния", SELMI, КФУ, НИИФКИ, НИИ Трансплантологии и искусственных органов, ВНИИФК, НИИ "Элпа", НИИТМ, заводе "Элион", Академии менеджмента и рынка, ЮУрГУ, ВНИИТФА ГК "Росатом", ЦИПК "Атомэнергопром", МГРИ-РГГРУ, концерне "Вега", ИТЭБ РАН, ТПП РФ, МТПП, салоне "Архимед", МНИТИ, ИСАН, ВА РВСН. В качестве методических пособий может использоваться литература [9–13].
Уникальность предложенной программы заключается в том, что процессы изобретательства и патентования рассматриваются в едином цикле создания и защиты ИС. Реализация элементов этой программы во многих из перечисленных организаций показала следующие результаты и возможности:
• эффективное решение изобретательских задач в области высоких технологий на начальных этапах НИР;
• создание многозвенной зонтичной формулы изобретения на основе одного базового отличительного признака в течение однодневного мастер-класса;
• сокращение сроков оформления заявок на изобретения более чем в 2 раза;
• доведение числа положительных решений до 95% от числа поданных заявок;
• получение патентов на нетрадиционные объекты (например, наномашины, гибридные наномодули, объекты, использующие неопубликованные открытия, произведения художественного творчества);
• объединение многофункциональных комплексов зонтичным и одновременно маскирующим и дезориентирующим патентом;
• получение патентов на комплексы, включающие только известные составляющие;
• создание новых видов специализированных патентов;
• эффективный выбор перспективных направлений развития техники;
• создание патентных служб на предприятиях из штатных сотрудников научно-производственной сферы;
• решение простых изобретательских задач неподготовленной группой обучаемых в течение двухчасового мозгового штурма;
• обучение изобретателей, имеющих нулевую подготовку в области защиты интеллектуальной собственности, самостоятельному оформлению заявок в течение двухдневного мастер-класса.
Литература
1. Соколов Д.Ю. Патентная защита разработок в России. Некоторые проблемы // Наноиндустрия. 2013. № 6. С. 82–87.
2. Соколов Д.Ю. Обучение изобретательству на интересных примерах. – Саарбрюкен: Lambert Academic Publishing, 2012. 104 с.
3. Соколов Д.Ю. Об изобретательстве понятным языком и на интересных примерах. – М.: Техносфера, 2011. 152 с.
4. Соколов Д.Ю. Необычные изобретения. От Вселенной до атома. – М.: Техносфера, 2013. 144 с.
5. Соколов Д.Ю. Патентование изобретений в области высоких и нанотехнологий. – М.: Техносфера, 2010. 135 с.
6. Соколов Д.Ю. Создание, оформление и защита изобретений: практическое пособие для инженеров, ученых и патентоведов. - М.: Информационно-издательский центр "Патент", 2013. 206 с.
7. Соколов Д.Ю. Патентование сложных изобретений. - М.: Информационно-издательский центр "Патент", 2013. 120 с.
8. Соколов Д.Ю. Патентная защита изобретений после вступления России во Всемирную торговую организацию. – М.: Информационно-издательский центр "Патент", 2014. 109 с.
9. Соколов Д.Ю. Новые проблемы патентования и их решение. - М.: Ин формационно-издательский центр "Патент ", 2015. 6.5 л. (Готовится к изданию).
10. Шпаковский Н.А. ТРИЗ. Анализ технической информации и генерация новых идей. – М.: Форум, 2010. 264 с.
11. Шимукович П.Н. ТРИЗ – противоречия в инновационных решениях. – М.: Книжный дом "Либроком", 2012. 216 с.
12. Китайский В.Е. Патентование изобретений и полезных моделей: Пособие для заявителей. – М.: Информационно-издательский центр "Патент", 2010. 214 с.
13. Скорняков Э.П., Горбунова М.Э. Патентные исследования: учебно-методическое пособие. – М.: Информационно-издательский центр "Патент", 2011. 183 с.
Отзывы читателей