DOI:10.22184/1993-8578.2015.61.7.30.32
Эта программа объединяет ресурсы различных подразделений CEA с целью разработки новых материалов, устройств и приложений, измерительных технологий, а также методов моделирования для энергетики, электроники, медицины и других областей. В нашей программе участвует около 2000 человек. Мы сотрудничаем с ведущими французскими научными центрами, в частности, с Институтом им. Лауэ и Ланжевена (Institut Laue-Langevin), Европейской молекулярно-биологической лабораторией (European Molecular Biology Laboratory), центрами синхротронных исследований SOLEIL и ESRF, центром исследований в области геномики France genomique. Успешные проекты в прикладных областях завершаются трансфером разработанных технологий.
Какова роль CEA в европейских программах научно-технического развития?
Наша организация входит в число наиболее активных участников программ Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий. В частности, в рамках программы FP7 было реализовано 760 проектов, получено 60 грантов Европейского исследовательского совета (European Research Council) и 25 грантов по теме "Нанотехнологии, материалы и новые производственные технологии". В рамках программы Horizon 2020 одобрение получили 125 проектов, в том числе 19 в области нанотехнологий (направление "Промышленное лидерство"). Доля одобренных проектов в числе рассмотренных составляет около 25%, что считается очень хорошим результатом.
Какие направления нанотехнологий вы считаете наиболее перспективными?
Как я уже отметил, исследования развиваются в различных областях, например, в электронике, где размеры функциональных элементов уже давно сместились из микро- в нанодиапазон, в фотовольтаике, где применение нанотехнологий позволяет повысить эффективность преобразования солнечной энергии, в медицине и фармакологии, где с применением наночастиц создаются новые лекарства, которые обеспечивают адресную доставку активных компонентов. На EuroNanoForum 2015 мы представили также программу "Токсикология", которая тесно связана с проблемами развития наноиндустрии и включает проекты, например, по определению концентрации наночастиц в окружающей среде, оценке эффективности преодоления наночастицами биологических барьеров, исследованию взаимодействия наночастиц и белков.
Из каких источников финансируются проекты?
Во-первых, CEA финансируется правительством Франции, во-вторых, заключаются контракты на проведение НИОКР для коммерческих компаний, в-третьих, мы выигрываем гранты от европейских и национальных институтов. Наполнение бюджета зависит от характера исследований, например, фундаментальные работы, как правило, в основном финансируются государством, а при реализации технологических разработок до 80% доходов приносят коммерческие контракты.
Есть ли в числе ваших партнеров российские компании?
Мы сотрудничаем с компанией Crocus Technology, которая имеет подразделения в Гренобле и Руссе, а также дочернюю компанию в Москве – "Крокус Наноэлектроника". Магнитно-резистивная память, разработкой которой занимается Crocus Technology, основывается на исследованиях в области спинтроники, выполненных в Гренобле с участием CEA. Думаю, что это очень перспективный проект. Мы открыты для сотрудничества с промышленными компаниями и исследовательскими организациями из России и других стран, а также предоставляем молодым ученым широкие возможности для реализации их идей.