DOI:10.22184/1993-8578.2017.71.1.6.10
НТ-МДТ – бренд, который прекрасно знаком пользователям сканирующих зондовых микроскопов во всем мире. Базирующаяся в Зеленограде компания – пример того, как оригинальные идеи российских ученых и инженеров могут быть воплощены в успешный бизнес-проект. В конце 2016 года компания объявила о реорганизации и создании группы "НТ-МДТ Спектрум Инструментс". Чтобы узнать о целях произошедших изменений, текущих проектах компании и планах развития мы встретились с Виктором Александровичем Быковым, основателем бренда НТ-МДТ и почетным президентом "НТ-МДТ Спектрум Инструментс".
Виктор Александрович, в чем причина реорганизации компании и появления нового бренда – "НТ-МДТ Спектрум Инструментс"?
В 2015 году компания НТ-МДТ из-за целого ряда проблем приостановила свою деятельность. Разработчики сконцентрировались в ООО "НТ-МДТ" – резиденте "Сколково". Оперативно были созданы и выведены на рынок новые приборы, в которых методы сканирующей зондовой микроскопии сочетаются с техниками спектроскопии, например, с высокоэффективной конфокальной рамановской микроскопией, инфракрасной микро- и спектроскопией нанометрового пространственного разрешения. При этом и в атомно-силовой микроскопии получили развитие так называемые спектральные режимы. Новое название подчеркивает стремление отвечать актуальным тенденциям рынка. Создание центра разработок новых приборов с использованием налоговых условий "Сколково" выгодно в ситуации, когда другие механизмы государственной поддержки новых разработок практически отсутствуют. В сложившихся обстоятельствах было принято решение сконцентрировать усилия в области научного приборостроения и приостановить разработку и производство технологического оборудования, российский рынок которого незначителен, а для работы с иностранными заказчиками необходимы большие вложения в организацию системы сервиса, обеспечивающей быстрое устранение неисправностей. Уверен, что этот шаг повысит эффективность деятельности компании, позволит нам еще более оперативно совершенствовать приборы и повышать качество сервисной и технологической поддержки пользователей.
Что представляет собой компания сегодня?
"НТ-МДТ Спектрум Инструментс" – это группа компаний, в которой работают около 200 человек, из них примерно 150 – в России. В настоящее время мы располагаем представительствами в Эйндховене (Нидерланды), Лимерике (Ирландия), Финиксе (США), Пекине и Шанхае (Китай). Более чем в 50 странах наши приборы представляют дистрибьютеры. По объему продаж сканирующих зондовых микроскопов и комбинированных приборов на их базе мы занимаем второе место в мире. О международном признании и высоком авторитете "НТ-МДТ Спектрум Инструментс" свидетельствуют установки приборов в ведущих мировых научных центрах Европы, Китая, Японии, США, где они используются для исследований в наиболее актуальных областях. Тот факт, что нашим консультантом является Вирджил Элингс, основатель Digital Instruments – одной из первых компаний, начавшей 1980-е годы разработку сканирующих зондовых микроскопов, также говорит сам за себя.
Насколько важен для компании международный рынок?
С момента выпуска первых наших приборов мы стали работать с иностранными заказчиками. Более того, если бы мы замкнулись на российском рынке, то, скорее всего, компания вообще бы не состоялась. Логика простая: рынок одной страны подвержен спадам, например, в нашей стране за последние 30 лет было несколько глубоких кризисов, а международный рынок значительно более стабилен. Кстати говоря, в СССР научное приборостроение не было развито во многом из-за ограниченности спроса. Практически невозможно создать хороший прибор при единичных тиражах, а при серийном выпуске неизбежна необходимость выхода на международный рынок. В настоящее время на долю России приходится менее 10% наших продаж. Были времена, когда это значение доходило до 30–40%, но большую часть доходов всегда обеспечивали зарубежные заказчики.
Есть и еще один фактор, который учитывался при организации иностранных представительств. Дело в том, что далеко не все компоненты приборов доступны в России, а ввозить их из-за строгости таможенного законодательства – дорого и долго. Поэтому некоторые компоненты закупаются партнерскими структурами в Ирландии, где создан сервисный центр для международных заказчиков. Также не все технологии требуемого уровня есть в России. Кооперация помогает быстро и эффективно решить эти вопросы.
Работать на международном рынке важно и для того, чтобы быстрее улавливать тенденции, изменения запросов пользователей приборов. При всем этом, мы были, есть и будем российской компанией: все разработки приборов ведутся в России, здесь же сосредоточено основное производство.
За счет чего вам удается добиваться успеха на зарубежных рынках?
Непреложное правило нашей работы – ни в коем случае не копировать чужие разработки. Необходимо знать предмет и иметь свои оригинальные идеи, только тогда возможно создание успешных на рынке продуктов. Когда мы начинали, многие мои коллеги не верили, что мы сможем сделать конкурентоспособные приборы мирового уровня. И действительно, работать тогда было сложно, так как не было доступа к необходимой элементной базе. Тем не менее, ни один наш прибор не был скопирован с моделей конкурентов.
Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться, – мнение, что хорошие приборы в России производиться не могут. В результате средства, которые государство выделяло на модернизацию научных и образовательных центров, нередко уходили и до сих пор уходят иностранным компаниям даже при наличии отечественных высококачественных аналогов. И ломать эту ментальность очень сложно. Лучший способ опровергнуть заблуждение относительно качества российских разработок – показать приборы, установленные в ведущих зарубежных институтах и компаниях. Таким образом, успешная работа на зарубежных рынках способствует повышению лояльности к компании внутри России.
В настоящее время наши приборы – лучшие по целой группе параметров. Они могут работать в множестве режимов, обеспечивая высокую точность. НТ-МДТ стало узнаваемым брендом – и это одно из наиболее важнейших достижений. Конкуренты вынуждены догонять нас, некоторые даже пытаются копировать дизайн наших приборов.
С какими проблемами приходится сталкиваться ориентированной на экспорт компании?
К сожалению, российские законы направлены на поддержку сырьевого бизнеса, а подобных нам, ориентированных на экспорт, высокотехнологичных компаний в стране мало, и наши интересы не лоббируются. О строгом таможенном законодательстве я уже упоминал. Из-за этого нам пришлось создавать сервисное подразделение за рубежом, так как пользователи не могут и не будут ждать столько времени, сколько требуется для прохождения всех таможенных процедур.
Большой проблемой для всех российских производственных компаний является дороговизна заемных средств. В результате, зарубежным конкурентам значительно проще и дешевле привлекать средства для своего развития, чем нам.
В целом, государству следовало бы оказывать отечественному малому и среднему высокотехнологичному бизнесу значительно большую поддержку, чем те меры, которые реализуются сейчас. Мы сотрудничаем со множеством научных и образовательных институтов, обеспечивая их заказами или рабочими местами для выпускников. В частности, у нас прекрасные связи с МФТИ, МИЭТ, МГУ, МИФИ, МГТУ и другими отечественными вузами.
Каковы тенденции в области научного приборостроения?
Главная тенденция – упрощение пользования прибором. Мы стремимся сделать так, чтобы даже самые сложные и многофункциональные микроскопы были просты в эксплуатации, и заказчикам не требовалось нанимать для работы на них дорогостоящих высококвалифицированных специалистов. Это нетривиальная задача, так как технические возможности приборов постоянно растут.
Если говорить о конкретных технических решениях, облегчающих работу с АСМ, то, например, можно отметить нашу уникальную разработку – картриджи, в которых объединено 38 кантилеверов разной длины с различными покрытиями. Такие картриджи значительно проще устанавливать в прибор, чем отдельные кантилеверы, при минимизации риска их повреждения. Кроме того, благодаря такому решению удалось уменьшить погрешности размеров, и все кантилеверы в картридже имеют близкие резонансные частоты.
В недалеком будущем прибор должен стать партнером исследователя.
Каковы планы развития компании?
Из новых разработок можно отметить автоматическую сканирующую зондовую систему для контроля пластин. Уже создан прототип для пластин диаметром 200 мм, на базе которого можно сделать и машину для пластин диаметром 300 мм. Установка получается очень удачной с прекрасными шумовыми характеристиками. Разрабатываются системы, которые будут позволять определять не только физические свойства объектов, но и химический состав поверхности. Интеграция методов ИК-спектроскопии и безапертурной ближнепольной микроскопии позволяет решить эти задачи. Значительно улучшена конструкция и комбайна СЗМ, и рамановской спектроскопии. Мы не прекращаем работы по совершенствованию всех наших систем, так как постоянно происходит улучшение элементной базы. Думаю, что скоро станут доступны интегральные схемы на мемристорах, что позволит нам создавать обучаемые системы.
Хочу отметить, что современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с нанометровым разрешением, которые помогают двигать науку и технику вперед, избегая ложных путей.
Интервью: Дмитрий Гудилин
Олеся Лаврентьева
Виктор Александрович, в чем причина реорганизации компании и появления нового бренда – "НТ-МДТ Спектрум Инструментс"?
В 2015 году компания НТ-МДТ из-за целого ряда проблем приостановила свою деятельность. Разработчики сконцентрировались в ООО "НТ-МДТ" – резиденте "Сколково". Оперативно были созданы и выведены на рынок новые приборы, в которых методы сканирующей зондовой микроскопии сочетаются с техниками спектроскопии, например, с высокоэффективной конфокальной рамановской микроскопией, инфракрасной микро- и спектроскопией нанометрового пространственного разрешения. При этом и в атомно-силовой микроскопии получили развитие так называемые спектральные режимы. Новое название подчеркивает стремление отвечать актуальным тенденциям рынка. Создание центра разработок новых приборов с использованием налоговых условий "Сколково" выгодно в ситуации, когда другие механизмы государственной поддержки новых разработок практически отсутствуют. В сложившихся обстоятельствах было принято решение сконцентрировать усилия в области научного приборостроения и приостановить разработку и производство технологического оборудования, российский рынок которого незначителен, а для работы с иностранными заказчиками необходимы большие вложения в организацию системы сервиса, обеспечивающей быстрое устранение неисправностей. Уверен, что этот шаг повысит эффективность деятельности компании, позволит нам еще более оперативно совершенствовать приборы и повышать качество сервисной и технологической поддержки пользователей.
Что представляет собой компания сегодня?
"НТ-МДТ Спектрум Инструментс" – это группа компаний, в которой работают около 200 человек, из них примерно 150 – в России. В настоящее время мы располагаем представительствами в Эйндховене (Нидерланды), Лимерике (Ирландия), Финиксе (США), Пекине и Шанхае (Китай). Более чем в 50 странах наши приборы представляют дистрибьютеры. По объему продаж сканирующих зондовых микроскопов и комбинированных приборов на их базе мы занимаем второе место в мире. О международном признании и высоком авторитете "НТ-МДТ Спектрум Инструментс" свидетельствуют установки приборов в ведущих мировых научных центрах Европы, Китая, Японии, США, где они используются для исследований в наиболее актуальных областях. Тот факт, что нашим консультантом является Вирджил Элингс, основатель Digital Instruments – одной из первых компаний, начавшей 1980-е годы разработку сканирующих зондовых микроскопов, также говорит сам за себя.
Насколько важен для компании международный рынок?
С момента выпуска первых наших приборов мы стали работать с иностранными заказчиками. Более того, если бы мы замкнулись на российском рынке, то, скорее всего, компания вообще бы не состоялась. Логика простая: рынок одной страны подвержен спадам, например, в нашей стране за последние 30 лет было несколько глубоких кризисов, а международный рынок значительно более стабилен. Кстати говоря, в СССР научное приборостроение не было развито во многом из-за ограниченности спроса. Практически невозможно создать хороший прибор при единичных тиражах, а при серийном выпуске неизбежна необходимость выхода на международный рынок. В настоящее время на долю России приходится менее 10% наших продаж. Были времена, когда это значение доходило до 30–40%, но большую часть доходов всегда обеспечивали зарубежные заказчики.
Есть и еще один фактор, который учитывался при организации иностранных представительств. Дело в том, что далеко не все компоненты приборов доступны в России, а ввозить их из-за строгости таможенного законодательства – дорого и долго. Поэтому некоторые компоненты закупаются партнерскими структурами в Ирландии, где создан сервисный центр для международных заказчиков. Также не все технологии требуемого уровня есть в России. Кооперация помогает быстро и эффективно решить эти вопросы.
Работать на международном рынке важно и для того, чтобы быстрее улавливать тенденции, изменения запросов пользователей приборов. При всем этом, мы были, есть и будем российской компанией: все разработки приборов ведутся в России, здесь же сосредоточено основное производство.
За счет чего вам удается добиваться успеха на зарубежных рынках?
Непреложное правило нашей работы – ни в коем случае не копировать чужие разработки. Необходимо знать предмет и иметь свои оригинальные идеи, только тогда возможно создание успешных на рынке продуктов. Когда мы начинали, многие мои коллеги не верили, что мы сможем сделать конкурентоспособные приборы мирового уровня. И действительно, работать тогда было сложно, так как не было доступа к необходимой элементной базе. Тем не менее, ни один наш прибор не был скопирован с моделей конкурентов.
Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться, – мнение, что хорошие приборы в России производиться не могут. В результате средства, которые государство выделяло на модернизацию научных и образовательных центров, нередко уходили и до сих пор уходят иностранным компаниям даже при наличии отечественных высококачественных аналогов. И ломать эту ментальность очень сложно. Лучший способ опровергнуть заблуждение относительно качества российских разработок – показать приборы, установленные в ведущих зарубежных институтах и компаниях. Таким образом, успешная работа на зарубежных рынках способствует повышению лояльности к компании внутри России.
В настоящее время наши приборы – лучшие по целой группе параметров. Они могут работать в множестве режимов, обеспечивая высокую точность. НТ-МДТ стало узнаваемым брендом – и это одно из наиболее важнейших достижений. Конкуренты вынуждены догонять нас, некоторые даже пытаются копировать дизайн наших приборов.
С какими проблемами приходится сталкиваться ориентированной на экспорт компании?
К сожалению, российские законы направлены на поддержку сырьевого бизнеса, а подобных нам, ориентированных на экспорт, высокотехнологичных компаний в стране мало, и наши интересы не лоббируются. О строгом таможенном законодательстве я уже упоминал. Из-за этого нам пришлось создавать сервисное подразделение за рубежом, так как пользователи не могут и не будут ждать столько времени, сколько требуется для прохождения всех таможенных процедур.
Большой проблемой для всех российских производственных компаний является дороговизна заемных средств. В результате, зарубежным конкурентам значительно проще и дешевле привлекать средства для своего развития, чем нам.
В целом, государству следовало бы оказывать отечественному малому и среднему высокотехнологичному бизнесу значительно большую поддержку, чем те меры, которые реализуются сейчас. Мы сотрудничаем со множеством научных и образовательных институтов, обеспечивая их заказами или рабочими местами для выпускников. В частности, у нас прекрасные связи с МФТИ, МИЭТ, МГУ, МИФИ, МГТУ и другими отечественными вузами.
Каковы тенденции в области научного приборостроения?
Главная тенденция – упрощение пользования прибором. Мы стремимся сделать так, чтобы даже самые сложные и многофункциональные микроскопы были просты в эксплуатации, и заказчикам не требовалось нанимать для работы на них дорогостоящих высококвалифицированных специалистов. Это нетривиальная задача, так как технические возможности приборов постоянно растут.
Если говорить о конкретных технических решениях, облегчающих работу с АСМ, то, например, можно отметить нашу уникальную разработку – картриджи, в которых объединено 38 кантилеверов разной длины с различными покрытиями. Такие картриджи значительно проще устанавливать в прибор, чем отдельные кантилеверы, при минимизации риска их повреждения. Кроме того, благодаря такому решению удалось уменьшить погрешности размеров, и все кантилеверы в картридже имеют близкие резонансные частоты.
В недалеком будущем прибор должен стать партнером исследователя.
Каковы планы развития компании?
Из новых разработок можно отметить автоматическую сканирующую зондовую систему для контроля пластин. Уже создан прототип для пластин диаметром 200 мм, на базе которого можно сделать и машину для пластин диаметром 300 мм. Установка получается очень удачной с прекрасными шумовыми характеристиками. Разрабатываются системы, которые будут позволять определять не только физические свойства объектов, но и химический состав поверхности. Интеграция методов ИК-спектроскопии и безапертурной ближнепольной микроскопии позволяет решить эти задачи. Значительно улучшена конструкция и комбайна СЗМ, и рамановской спектроскопии. Мы не прекращаем работы по совершенствованию всех наших систем, так как постоянно происходит улучшение элементной базы. Думаю, что скоро станут доступны интегральные схемы на мемристорах, что позволит нам создавать обучаемые системы.
Хочу отметить, что современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с нанометровым разрешением, которые помогают двигать науку и технику вперед, избегая ложных путей.
Интервью: Дмитрий Гудилин
Олеся Лаврентьева
Отзывы читателей