Выпуск #8/2017
Л.Раткин
О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в сфере новых технологий
О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в сфере новых технологий
Просмотры: 1654
На заседании Президиума Российской академии наук обсуждались перспективы развития фундаментальной и прикладной науки и ее взаимодействия с промышленно-технологическими корпорациями в различных сферах.
DOI: 10.22184/1993-8578.2017.79.8.34.36
DOI: 10.22184/1993-8578.2017.79.8.34.36
Одной из основных задач "Стратегии научно-технологического развития (НТР) Российской Федерации", утвержденной указом Президента РФ № 642 от 1 декабря 2016 года, является формирование адекватного ответа на новые научно-промышленные вызовы с созданием современной системы управления отечественной наукой. Для достижения поставленных целей летом 2017 года утвержден первый этап реализации стратегии НТР, согласно которому запланирована организация эффективной системы взаимодействия с обществом, формирование адекватных условий для проведения широкого спектра исследований и разработок в соответствии с современными принципами организации научной деятельности, выявление талантливых молодых ученых, поддержка и укрепление всех составляющих стабильного научного развития, включая научную дипломатию, международную кооперацию ученых разных стран. Одним из перспективных направлений выполнения стратегии НТР является сотрудничество в сфере нанотехнологий и наноматериалов: РАН при поддержке институтов развития реализует ряд инвестиционных проектов.
Среди задач ближайших месяцев – формирование как минимум трех советов по приоритетным направлениям развития науки, при этом нанотехнологии и наноматериалы могут быть распределены по различным областям (например, "Индустрия живых систем", "Аддитивные технологии", "Энергетика"). Для определения объемов и сроков финансирования к марту 2018 года необходимо утвердить структуру и состав советов, на этот же период времени намечено утверждение программы популяризации научных знаний при активном участии РАН и ее институтов. Часть нанотехнологических разработок интегрирована в программу сооружения установок MegaScience, другая часть – в план реализации концепции международного научно-технического и промышленно-технологического сотрудничества российских и зарубежных вузов и институтов, предприятий и организаций, предполагающий, в частности, усиление взаимодействия по ключевым направлениям в финансово-экономическом и инвестиционно-инновационном аспектах. К проектам с высоким уровнем инвестиционной привлекательности возможно подключение финансовых структур с поиском крупной компании-инвестора и частных соинвесторов на основании показателей инвестпроектов (сведений об объеме заемных и собственных средств, процентах возврата по кредиту, графиков погашения задолженности по годам с учетом инфляции, наличия отечественных и зарубежных аналогов и их сопоставления по набору технических параметров).
Планируется, что численность каждого из советов по приоритетным направлениям не превысит 25 человек. В структуру совета войдут экспертный блок, блоки заказчиков или пользователей продуктов экспертизы, а также регуляторы выполнения всех этапов программы. Президент РАН курирует деятельность советов, проводящих конкурсы на выполнение проектов, а президиум советов детально обсуждает программу их реализации. Возможно многократное привлечение экспертов в качестве членов специализированных экспертно-консультативных советов (ЭКС), распределенных по отраслям и регионам.
Нанотехнологические разработки финансируются по военной и гражданской тематике: из общего объема научных расходов в 900 млрд руб. на "гражданскую" науку выделяется только 360 млрд руб., из них Минобрнауки контролирует лишь третью часть – около 120 млрд руб. Для оптимизации управления отраслевыми разработками все расходы на гражданскую науку планируется консолидировать в единой государственной программе, призванной создать высокоэффективную систему научно-технической, промышленно-технологической и индустриально-инновационной деятельности. Будет сформирован банк данных инновационных разработок и создано многоуровневое структурированное "маркетинговое предложение", из которого "спрос" выберет те разработки, которые на рынке востребованы в первую очередь и оперативно могут быть проинвестированы. Необходимо также разработать механизмы привлечения дополнительного прямого и стороннего финансирования для реализации инвестиционных проектов на базе научных разработок, не вошедших в число приоритетных.
Для координации научно-технической деятельности предприятий и организаций, институтов и вузов в структуре правительства РФ предполагается назначение профильного вице-премьера, утверждающего программу и ее финансирование. При активном участии 40 институтов РАН уже подготовлены проекты ряда программ, входящих в стратегию НТР. Предполагается активное участие РАН в разработке нормативно-правовых документов (НПД), в том числе по интеграции научной и образовательной деятельности, реформированию системы реализации проектов и популяризации науки, что предполагает устранение правовых пробелов и противоречий в НПД.
Нанотехнологии, наноматериалы и иные наноиндустриальные разработки позволят повысить эффективность научной деятельности, что обеспечит увеличение их финансирования государством до 2% ВВП (при благоприятных условиях – на 700 млрд руб.). Наращивание уровня капитализации в условиях "турбулентности" на рынках сбыта потребует уделить больше внимания защите объектов интеллектуальной собственности РАН в России и за рубежом, например, получению патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также регистрации товарных знаков.
Примером участия России в международных мегапроектах является присоединение к программе Европейской южной обсерватории: для этой цели в Минобрнауки создана рабочая группа под председательством Г.Трубникова, работы планируется начать в ближайшие полгода. Интеграция в европейский проект позволит повысить уровень академической мобильности, наладить межотраслевое взаимодействие по проекту как внутри страны, так и в рамках ЕС, усилить кооперацию российских и зарубежных вузов и институтов, а также укрепить сотрудничество отечественных и иностранных предприятий и организаций.
Предполагается, что состав советов по приоритетным направлениям НТР будет утверждаться правительством страны. Советам необходимо фокусировать внимание научной общественности на первоочередных и прорывных направлениях с последующим объявлением конкурсов среди организаций, имеющих разработки или необходимый уровень компетенции в данной сфере (например, нанотехнологической). Высший уровень – комплексные программы НТР, которые должны утверждаться не заместителями председателя правительства, а непосредственно президентом, что повысит уровень ответственности при их реализации. Например, академиком В.Фортовым была предложена программа по утилизации техногенных отходов, которая в год экологии была рассмотрена Минпромторгом, Общественной палатой и Минобрнауки, а "президентский" статус ускорит ее выполнение.
В обсуждении доклада приняли участие академики С.Алдошин, Л.Зеленый, Е.Каблов и Р.Нигматулин.
Таким образом, стратегия НТР РФ ориентирована на ликвидацию технологического отставания от развитых стран по ряду направлений и их опережение в тех сферах, в которых имеется необходимый "технологический задел". Формирование многоуровневых структурированных комплексных программ с "президентским" статусом обеспечит привлечение частных инвестиций под государственные гарантии заемных средств. Инвестиционная привлекательность проектов обусловлена низким сроком окупаемости, господдержкой и высоким качеством научных исследований с участием представителей РАН и ее надежных партнеров – вузов, отраслевых институтов и промышленно-технологических предприятий и организаций. ■
Среди задач ближайших месяцев – формирование как минимум трех советов по приоритетным направлениям развития науки, при этом нанотехнологии и наноматериалы могут быть распределены по различным областям (например, "Индустрия живых систем", "Аддитивные технологии", "Энергетика"). Для определения объемов и сроков финансирования к марту 2018 года необходимо утвердить структуру и состав советов, на этот же период времени намечено утверждение программы популяризации научных знаний при активном участии РАН и ее институтов. Часть нанотехнологических разработок интегрирована в программу сооружения установок MegaScience, другая часть – в план реализации концепции международного научно-технического и промышленно-технологического сотрудничества российских и зарубежных вузов и институтов, предприятий и организаций, предполагающий, в частности, усиление взаимодействия по ключевым направлениям в финансово-экономическом и инвестиционно-инновационном аспектах. К проектам с высоким уровнем инвестиционной привлекательности возможно подключение финансовых структур с поиском крупной компании-инвестора и частных соинвесторов на основании показателей инвестпроектов (сведений об объеме заемных и собственных средств, процентах возврата по кредиту, графиков погашения задолженности по годам с учетом инфляции, наличия отечественных и зарубежных аналогов и их сопоставления по набору технических параметров).
Планируется, что численность каждого из советов по приоритетным направлениям не превысит 25 человек. В структуру совета войдут экспертный блок, блоки заказчиков или пользователей продуктов экспертизы, а также регуляторы выполнения всех этапов программы. Президент РАН курирует деятельность советов, проводящих конкурсы на выполнение проектов, а президиум советов детально обсуждает программу их реализации. Возможно многократное привлечение экспертов в качестве членов специализированных экспертно-консультативных советов (ЭКС), распределенных по отраслям и регионам.
Нанотехнологические разработки финансируются по военной и гражданской тематике: из общего объема научных расходов в 900 млрд руб. на "гражданскую" науку выделяется только 360 млрд руб., из них Минобрнауки контролирует лишь третью часть – около 120 млрд руб. Для оптимизации управления отраслевыми разработками все расходы на гражданскую науку планируется консолидировать в единой государственной программе, призванной создать высокоэффективную систему научно-технической, промышленно-технологической и индустриально-инновационной деятельности. Будет сформирован банк данных инновационных разработок и создано многоуровневое структурированное "маркетинговое предложение", из которого "спрос" выберет те разработки, которые на рынке востребованы в первую очередь и оперативно могут быть проинвестированы. Необходимо также разработать механизмы привлечения дополнительного прямого и стороннего финансирования для реализации инвестиционных проектов на базе научных разработок, не вошедших в число приоритетных.
Для координации научно-технической деятельности предприятий и организаций, институтов и вузов в структуре правительства РФ предполагается назначение профильного вице-премьера, утверждающего программу и ее финансирование. При активном участии 40 институтов РАН уже подготовлены проекты ряда программ, входящих в стратегию НТР. Предполагается активное участие РАН в разработке нормативно-правовых документов (НПД), в том числе по интеграции научной и образовательной деятельности, реформированию системы реализации проектов и популяризации науки, что предполагает устранение правовых пробелов и противоречий в НПД.
Нанотехнологии, наноматериалы и иные наноиндустриальные разработки позволят повысить эффективность научной деятельности, что обеспечит увеличение их финансирования государством до 2% ВВП (при благоприятных условиях – на 700 млрд руб.). Наращивание уровня капитализации в условиях "турбулентности" на рынках сбыта потребует уделить больше внимания защите объектов интеллектуальной собственности РАН в России и за рубежом, например, получению патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также регистрации товарных знаков.
Примером участия России в международных мегапроектах является присоединение к программе Европейской южной обсерватории: для этой цели в Минобрнауки создана рабочая группа под председательством Г.Трубникова, работы планируется начать в ближайшие полгода. Интеграция в европейский проект позволит повысить уровень академической мобильности, наладить межотраслевое взаимодействие по проекту как внутри страны, так и в рамках ЕС, усилить кооперацию российских и зарубежных вузов и институтов, а также укрепить сотрудничество отечественных и иностранных предприятий и организаций.
Предполагается, что состав советов по приоритетным направлениям НТР будет утверждаться правительством страны. Советам необходимо фокусировать внимание научной общественности на первоочередных и прорывных направлениях с последующим объявлением конкурсов среди организаций, имеющих разработки или необходимый уровень компетенции в данной сфере (например, нанотехнологической). Высший уровень – комплексные программы НТР, которые должны утверждаться не заместителями председателя правительства, а непосредственно президентом, что повысит уровень ответственности при их реализации. Например, академиком В.Фортовым была предложена программа по утилизации техногенных отходов, которая в год экологии была рассмотрена Минпромторгом, Общественной палатой и Минобрнауки, а "президентский" статус ускорит ее выполнение.
В обсуждении доклада приняли участие академики С.Алдошин, Л.Зеленый, Е.Каблов и Р.Нигматулин.
Таким образом, стратегия НТР РФ ориентирована на ликвидацию технологического отставания от развитых стран по ряду направлений и их опережение в тех сферах, в которых имеется необходимый "технологический задел". Формирование многоуровневых структурированных комплексных программ с "президентским" статусом обеспечит привлечение частных инвестиций под государственные гарантии заемных средств. Инвестиционная привлекательность проектов обусловлена низким сроком окупаемости, господдержкой и высоким качеством научных исследований с участием представителей РАН и ее надежных партнеров – вузов, отраслевых институтов и промышленно-технологических предприятий и организаций. ■
Отзывы читателей