Выпуск #3-4/2019
А.Ю.Медведев, В.В.Астанин, И.П.Семёнова
Роль наноструктурной сверхпластичности при изготовлении моноколеса компрессора газотурбинного двигателя
Роль наноструктурной сверхпластичности при изготовлении моноколеса компрессора газотурбинного двигателя
Просмотры: 3197
Анализ данных о строении и свойствах сварных соединений и математическое моделирование показали роль высокоскоростной сверхпластичности наноструктурного состояния в формировании сварного соединения при линейной сварке трением Ti-сплавов.
Теги: integrated circuits nanoindustry nanosensors nanotechnologies russian society for non-destructive testing and technical diagno state scientific center of the russian federation research and p ti-сплавы блиск высокоскоростная суперпластичность линейная сварка трением наноструктура сверхпластичность ультрамелкозернистая структура
А.Ю.Медведев*, к.т.н., доцент, (ORCID: 0000-0003-0945-0270), В.В.Астанин*, д.ф.-м.н., профессор, (ORCID: 0000-0003-4342-2388), И.П.Семенова*, д.т.н., главный научный сотрудник, (ORCID: 0000-0002-1857-9909) / medvedev.ay@net.ugatu.su
A.Yu.Medvedev*, Cand. of Sc. (Engineering), Docent, (ORCID: 0000-0003-0945-0270), V.V.Astanin*, Doct. of Sc. (Physics and Mathematics), Prof., (ORCID: 0000-0003-4342-2388), I.P.Semenova*, Doct. of Sc. (Material Science), Chief Researcher (ORCID: 0000-0002-1857-9909)
DOI: 10.22184/1993-8578.2019.12.3-4.220.227
Получено: 24.04.2019 г.
На основании анализа данных о строении и свойствах сварных соединений и математического моделирования показана роль высокоскоростной сверхпластичности наноструктурного состояния в формировании сварного соединения при линейной сварке трением титановых сплавов
The role of high-speed superplasticity of the nanostructured state in welded joints formation by a linear friction welding of titanium alloys based on the mathematical modeling and the analysis of the structure and properties of a welded joint is shown.
ВВЕДЕНИЕ
Улучшение характеристик авиационных силовых установок во многом связано с повышением прочности материалов, применяемых для изготовления компрессорных лопаток. Одним из наиболее перспективных путей упрочнения является получение ультрамелкозернистых (УМЗ) и нанокристаллических структур за счет интенсивной пластической деформации [1].
В компрессорах современных ГТД все чаще применяются моноколеса, в которых лопатки и диск не имеют механических креплений, а составляют единое целое (рис.1а), но при этом сохраняется требование изготовления лопаток и диска из разных сплавов. Таким образом, задача распадается на две.
Первая задача представляет собой получение лопаток с повышенными показателями статической и циклической прочности и приемлемым уровнем ударной вязкости, что достигается созданием в них УМЗ-структуры с размером зерна 600...800 нм. Такая структура сохраняется в лопатке и после штамповки в режиме низкотемпературной сверхпластичности (СП).
Второй задачей является соединение лопаток с диском. Единственным имеющим промышленное применение способом получения таких соединений является линейная сварка трением (ЛСТ). В этом способе свариваемый стык локально разогревается трением при возвратно-поступательном движении (рис.2б), после чего, в результате пластической деформации разогретой области, формируется твердофазное соединение. Метод осваивается отечественной промышленностью, к настоящему времени уже получены сварные моноколеса, в том числе и с лопатками из сплава ВТ6 в УМЗ-состоянии, изготовленными по описанной выше технологии [2, 6]. Полученные результаты представляют большой практический интерес, но оставляют открытыми вопросы о механизмах трансформации микроструктуры в процессе ЛСТ.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения механизмов трансформации микроструктуры был проведен анализ уже проведенных в [2, 4, 6] результатов исследований сварных соединений сплава ВТ6 со сплавом ВТ8-1. При этом были использованы данные об изменении параметров режима, записанные в ходе сварки, полученные с применением средств оптической и электронной металлографии, измерений микротвердости, а также результаты моделирования температурного поля и напряженно-деформированного состояния [3, 5].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Внешний вид (рис.2а) и макроскопическое строение (рис.2б) сварных соединений двухфазных сплавов на основе титана являются отражением процессов пластической деформации металла сварного шва. На фотографиях хорошо виден выдавленный за пределы формирующегося соединения в процессе осадки деталей грат.
Легко заметить, что грат формируется в виде тонкой полосы, являющейся продолжением сварного шва и состоящей из материала, выдавленного из обеих деталей.
Из представленной на рис.3 циклограммы процесса сварки видны временные характеристики процесса – общее время нагрева составляло около 1,4 с, а продолжительность осадки 0,65…0,68 с. За это время со скоростью 6,5…6,8 мм/с происходит деформирование материала в зоне сварки и формирование грата. Средняя скорость деформации металла в направлении перпендикулярном плоскости шва составляла 5 с–1, при этом максимальная скорость деформации и температура достигаются в плоскости стыка и, как видно из рис.4, могут составлять 16 с–1 и 1 500 К соответственно. Накопленная в процессе выдавливания в грат степень деформации может превышать 450%.
При том, что такие характеристики, как продолжительность нагрева и скорость установившейся осадки, в случае приварки лопаток в МЗ- и УМЗ-состояниях, практически не различаются – микроскопическое строение сварных соединений УМЗ-лопаток имеет ряд особенностей. Для деталей в МЗ-состоянии граница сварного шва и зоны термомеханического влияния (ЗТМВ) является достаточно четкой и легко выявляется средствами оптической металлографии. В случае же сварки деталей в УМЗ-состоянии протяженность ЗТМВ существенно больше, а ее границы размыты (рис.5).
В случае пары ВТ8-1/МЗ ВТ6 микроструктура зоны сварного шва состоит из микроигольчатого мартенсита, характерного для быстрого охлаждения сплава из β-области. В варианте УМЗ исходной заготовки микроструктуру центрального слоя шва образуют мартенситные пластины со средней длиной порядка 800 нм и толщиной 30…75 нм (рис.6). В стороне от средней линии сформировался наноструктурный мартенсит почти неразличимый при данном увеличении. Наряду с мартенситом в структуре шва наблюдаются округлые зерна остаточной α-фазы размером около 100 нм (рис.7).
Распределение микротвердости (рис.5а) соответствует распределению фаз в сварных соединениях. Максимальное значение HV соответствует зоне стыка, а по мере удаления от него снижается до значений основного материала. Распределение микротвердости вне сварного шва со стороны ВТ8-1 практически не зависит от структуры второй детали. Со стороны ВТ6 микротвердость в сплаве с исходной УМЗ-структурой снижается более плавно, чем в случае МЗ-материала. Подобные различия наблюдали ранее для сварного соединения образцов из МЗ- и УМЗ-сплава ВТ6 [4, 7].
ОБСУЖДЕНИЕ
В зоне контакта трущихся поверхностей происходит нагрев со скоростью тысяч градусов в секунду и в сочетании с высокой скоростью и интенсивностью сдвиговой деформации на фоне сжимающей нагрузки приводит к уменьшению размера зерна и формированию УМЗ- или нанокристаллической структуры. Пластическая деформация металлических материалов, происходящая в виде сдвига, реализуется двумя основными деформационными механизмами – внутризеренным дислокационным скольжением и зернограничным проскальзыванием. В наноструктурных материалах внутризеренное дислокационное скольжение затруднено ограничениями генерации и перемещения дислокаций, в то время как зернограничное проскальзывание становится приоритетным благодаря увеличению удельной площади границ. Это создает предпосылку для возникновения эффекта сверхпластичности. Согласно современным представлениям, СП осуществляется действием полос кооперированного сдвига, с преобладающим участием зернограничного проскальзывания [8, 9, 10]. Скорость деформации в этом случае определяется скоростью сдвига по каждой полосе и числом действующих полос. Скорость сдвига по полосе в значительной степени зависит от температуры, приложенных напряжений и размера зерна: с понижением температуры скорость зернограничного проскальзывания снижается, а с уменьшением размера зерна – возрастает. Максимальное возможное число действующих полос зависит от размера зерна – чем мельче зерно, тем больше полос может сформироваться между ними. Таким образом, выполняется зависимость скорости деформации, отмеченная в большинстве теорий СП [11]:
,
где s – напряжение течения; d – размер зерна.
В случае УМЗ- и наноструктурных материалов сверхпластичность приобретает две уникальные разновидности – низкотемпературную и высокоскоростную.
Низкотемпературная сверхпластичность – сочетание низкой скорости сдвига в каждой полосе и большого числа полос в УМЗ структуре – достаточно хорошо изучена [12]. Во введении упомянуто изготовление лопаток с применением низкотемпературной СП. Сведений о применении высокоскоростной СП практически нет, поскольку для ее реализации требуются, казалось бы, взаимоисключающие условия – УМЗ-структура и высокая температура. Реализация обоих условий возможна при ЛСТ, когда время нагрева и деформации исчисляются долями секунды.
В процессе осадки течение металла шва в режиме высокоскоростной сверхпластичности обеспечивает удаление нагретого металла в грат, плотное смыкание поверхностей и стабилизирует температурное поле. О том, что в этом процессе действительно имеет место высокоскоростная СП свидетельствует форма и размеры грата, выдавленного из зоны сварки, степень деформации, превышающая 450%, отсутствие трещин, пор и других нарушений сплошности.
После окончания нагрева и осадки проходит рекристаллизация и рост зерен β-фазы, а затем, в условиях охлаждения со скоростями в сотни градусов за секунду, – мартенситное превращение.
При сварке сплавов титана в УМЗ-состоянии исходная заготовка содержит подготовленную УМЗ-структуру с размером зерна 600 нм. В этом случае реализуется тот же механизм трансформации микроструктуры структуры, но, вследствие более высокой деформационной способности УМЗ-материала, зона интенсивной деформации становится шире по сравнению с вариантом МК-структуры. В итоге, горячая зона становится менее локализованной, а максимальная температура ниже. Сплав сохраняет двухфазное состояние, что наиболее благоприятно для реализации высокоскоростной сверхпластичности. Строение сварного соединения, в этом случае, отличается наличием остаточной α-фазы в сварном шве, более мелкой и однородной структурой, размытой границей между швом и ЗТМВ, плавным изменением микротвердости по поперечному сечению сварного соединения. Все это положительно сказывается на свойствах соединения: прочность соответствует основному материалу, как при статическом, так и при циклическом нагружении (рис.8). Разрушение образцов и реальных изделий происходило только по основному материалу.
ВЫВОДЫ
Описанные механизмы определяют особенности строения сварных соединений сплавов титана и их исключительные механические характеристики. Высокоскоростная сверхпластичность обеспечивает выдавливание в грат имеющихся на свариваемых поверхностях загрязнений, отсутствие перегрева в зоне сварки и высокую степень деформации, необходимую для создания физического контакта и образования сварного соединения. Сварные соединения лопаток с диском равнопрочны основному металлу, причем соединения деталей в УМЗ-состоянии обладают существенно меньшим уровнем структурной и механической неоднородности.
Описанные механизмы будут действовать не только при переходе с микронного на субмикронный уровень, но и при дальнейшем уменьшении размеров зерна свариваемых деталей, в связи с чем ЛСТ следует признать перспективным методом для сварки объемных наноструктурированных материалов.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCE
Валиев Р.З., Александров И.В. Объемные наноструктурные металлические материалы: получение, структура и свойства. М.: ИКЦ "Академкнига", 2007.
Medvedev A.Y., Bychkov M.V., Atroshenko V.V., Ismailova N. F., Supov A.V. Fatigue Strength of Blade with Disk Joins, Obtained by Linear Friction Welding // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 253 (2017) 012003, p. 1–5, doi:10.1088/1757-899X/253/1/012003.
Medvedev A., Vairis A., Nikiforov R., Supov A. Energy Balance of the Linear Friction Welding Process. JOURNAL OF Engineering Science and Technology Review Volume 5, Issue 3, 2012, p. 20–24.
Полякова В.В., Измайлова Н.Ф., Семенова И.П., Хазиева Л.А. Влияние линейной сварки трением на структурно-фазовые превращения в ультрамелкозернистом сплаве ВТ6 // Вестник УГАТУ. 2012. Т. 16. № 7(52). С. 53–58.
Медведев А.Ю. Построение модели процесса линейной сварки трением на основе совместного рассмотрения тепловой и деформационной задач // Вестник УГАТУ. 2012 Т. 16. № 7(52). С. 139–144.
Гринь Р.Р., Караваева М.В., Бычков В.М., Медведев А.Ю., Супов А.В., Александров И.В., Латыш В.В., Мусин Ф.Ф. Структура и свойства соединений титановых сплавов с ультрамелкозернистой структурой, полученных линейной сваркой трением // Вестник УГАТУ. 2012. Т. 16. № 7(52). С. 43–47.
Polyakova V., Gabitova S., Semenova I., Yakushina E., Rosochowski A. Study of ultrafine grained Ti-6Al-4V linear friction welds. Paper presented at and International Conference on Recent Trends in Structural Materials, COMAT 2012, Plzen, Czech Republic.
Astanin V.V., Kaibyshev O.A., Faizova S.N. Cooperative grain boundary sliding under superplastic flow // Scripta Met. at Mater. 1991. V. 25, 12, p. 2663–2668 (1991).
Жиляев А.П., Пшеничнюк А.И. Сверхпластичность и границы зерен в ультрамелкозернистых материалах. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. 320 с.
Мулюков Р.Р. и др. Сверхпластичность ультрамелкозернистых сплавов: эксперимент, теория, технологии /– М.: Наука, 2014. 284 с.
Кайбышев О.А. Сверхпластичность промышленных сплавов. – М.: Металлургия, 1984. 256 с.
Слобода А.А., Круглов А.А., Астанин В.В. Комбинированное выдавливание защитной накладки для углепластиковой лопатки из ультрамелкозернистого титанового сплава // КШП-ОМД. 2014. № 12. С. 21–25.
A.Yu.Medvedev*, Cand. of Sc. (Engineering), Docent, (ORCID: 0000-0003-0945-0270), V.V.Astanin*, Doct. of Sc. (Physics and Mathematics), Prof., (ORCID: 0000-0003-4342-2388), I.P.Semenova*, Doct. of Sc. (Material Science), Chief Researcher (ORCID: 0000-0002-1857-9909)
DOI: 10.22184/1993-8578.2019.12.3-4.220.227
Получено: 24.04.2019 г.
На основании анализа данных о строении и свойствах сварных соединений и математического моделирования показана роль высокоскоростной сверхпластичности наноструктурного состояния в формировании сварного соединения при линейной сварке трением титановых сплавов
The role of high-speed superplasticity of the nanostructured state in welded joints formation by a linear friction welding of titanium alloys based on the mathematical modeling and the analysis of the structure and properties of a welded joint is shown.
ВВЕДЕНИЕ
Улучшение характеристик авиационных силовых установок во многом связано с повышением прочности материалов, применяемых для изготовления компрессорных лопаток. Одним из наиболее перспективных путей упрочнения является получение ультрамелкозернистых (УМЗ) и нанокристаллических структур за счет интенсивной пластической деформации [1].
В компрессорах современных ГТД все чаще применяются моноколеса, в которых лопатки и диск не имеют механических креплений, а составляют единое целое (рис.1а), но при этом сохраняется требование изготовления лопаток и диска из разных сплавов. Таким образом, задача распадается на две.
Первая задача представляет собой получение лопаток с повышенными показателями статической и циклической прочности и приемлемым уровнем ударной вязкости, что достигается созданием в них УМЗ-структуры с размером зерна 600...800 нм. Такая структура сохраняется в лопатке и после штамповки в режиме низкотемпературной сверхпластичности (СП).
Второй задачей является соединение лопаток с диском. Единственным имеющим промышленное применение способом получения таких соединений является линейная сварка трением (ЛСТ). В этом способе свариваемый стык локально разогревается трением при возвратно-поступательном движении (рис.2б), после чего, в результате пластической деформации разогретой области, формируется твердофазное соединение. Метод осваивается отечественной промышленностью, к настоящему времени уже получены сварные моноколеса, в том числе и с лопатками из сплава ВТ6 в УМЗ-состоянии, изготовленными по описанной выше технологии [2, 6]. Полученные результаты представляют большой практический интерес, но оставляют открытыми вопросы о механизмах трансформации микроструктуры в процессе ЛСТ.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения механизмов трансформации микроструктуры был проведен анализ уже проведенных в [2, 4, 6] результатов исследований сварных соединений сплава ВТ6 со сплавом ВТ8-1. При этом были использованы данные об изменении параметров режима, записанные в ходе сварки, полученные с применением средств оптической и электронной металлографии, измерений микротвердости, а также результаты моделирования температурного поля и напряженно-деформированного состояния [3, 5].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Внешний вид (рис.2а) и макроскопическое строение (рис.2б) сварных соединений двухфазных сплавов на основе титана являются отражением процессов пластической деформации металла сварного шва. На фотографиях хорошо виден выдавленный за пределы формирующегося соединения в процессе осадки деталей грат.
Легко заметить, что грат формируется в виде тонкой полосы, являющейся продолжением сварного шва и состоящей из материала, выдавленного из обеих деталей.
Из представленной на рис.3 циклограммы процесса сварки видны временные характеристики процесса – общее время нагрева составляло около 1,4 с, а продолжительность осадки 0,65…0,68 с. За это время со скоростью 6,5…6,8 мм/с происходит деформирование материала в зоне сварки и формирование грата. Средняя скорость деформации металла в направлении перпендикулярном плоскости шва составляла 5 с–1, при этом максимальная скорость деформации и температура достигаются в плоскости стыка и, как видно из рис.4, могут составлять 16 с–1 и 1 500 К соответственно. Накопленная в процессе выдавливания в грат степень деформации может превышать 450%.
При том, что такие характеристики, как продолжительность нагрева и скорость установившейся осадки, в случае приварки лопаток в МЗ- и УМЗ-состояниях, практически не различаются – микроскопическое строение сварных соединений УМЗ-лопаток имеет ряд особенностей. Для деталей в МЗ-состоянии граница сварного шва и зоны термомеханического влияния (ЗТМВ) является достаточно четкой и легко выявляется средствами оптической металлографии. В случае же сварки деталей в УМЗ-состоянии протяженность ЗТМВ существенно больше, а ее границы размыты (рис.5).
В случае пары ВТ8-1/МЗ ВТ6 микроструктура зоны сварного шва состоит из микроигольчатого мартенсита, характерного для быстрого охлаждения сплава из β-области. В варианте УМЗ исходной заготовки микроструктуру центрального слоя шва образуют мартенситные пластины со средней длиной порядка 800 нм и толщиной 30…75 нм (рис.6). В стороне от средней линии сформировался наноструктурный мартенсит почти неразличимый при данном увеличении. Наряду с мартенситом в структуре шва наблюдаются округлые зерна остаточной α-фазы размером около 100 нм (рис.7).
Распределение микротвердости (рис.5а) соответствует распределению фаз в сварных соединениях. Максимальное значение HV соответствует зоне стыка, а по мере удаления от него снижается до значений основного материала. Распределение микротвердости вне сварного шва со стороны ВТ8-1 практически не зависит от структуры второй детали. Со стороны ВТ6 микротвердость в сплаве с исходной УМЗ-структурой снижается более плавно, чем в случае МЗ-материала. Подобные различия наблюдали ранее для сварного соединения образцов из МЗ- и УМЗ-сплава ВТ6 [4, 7].
ОБСУЖДЕНИЕ
В зоне контакта трущихся поверхностей происходит нагрев со скоростью тысяч градусов в секунду и в сочетании с высокой скоростью и интенсивностью сдвиговой деформации на фоне сжимающей нагрузки приводит к уменьшению размера зерна и формированию УМЗ- или нанокристаллической структуры. Пластическая деформация металлических материалов, происходящая в виде сдвига, реализуется двумя основными деформационными механизмами – внутризеренным дислокационным скольжением и зернограничным проскальзыванием. В наноструктурных материалах внутризеренное дислокационное скольжение затруднено ограничениями генерации и перемещения дислокаций, в то время как зернограничное проскальзывание становится приоритетным благодаря увеличению удельной площади границ. Это создает предпосылку для возникновения эффекта сверхпластичности. Согласно современным представлениям, СП осуществляется действием полос кооперированного сдвига, с преобладающим участием зернограничного проскальзывания [8, 9, 10]. Скорость деформации в этом случае определяется скоростью сдвига по каждой полосе и числом действующих полос. Скорость сдвига по полосе в значительной степени зависит от температуры, приложенных напряжений и размера зерна: с понижением температуры скорость зернограничного проскальзывания снижается, а с уменьшением размера зерна – возрастает. Максимальное возможное число действующих полос зависит от размера зерна – чем мельче зерно, тем больше полос может сформироваться между ними. Таким образом, выполняется зависимость скорости деформации, отмеченная в большинстве теорий СП [11]:
,
где s – напряжение течения; d – размер зерна.
В случае УМЗ- и наноструктурных материалов сверхпластичность приобретает две уникальные разновидности – низкотемпературную и высокоскоростную.
Низкотемпературная сверхпластичность – сочетание низкой скорости сдвига в каждой полосе и большого числа полос в УМЗ структуре – достаточно хорошо изучена [12]. Во введении упомянуто изготовление лопаток с применением низкотемпературной СП. Сведений о применении высокоскоростной СП практически нет, поскольку для ее реализации требуются, казалось бы, взаимоисключающие условия – УМЗ-структура и высокая температура. Реализация обоих условий возможна при ЛСТ, когда время нагрева и деформации исчисляются долями секунды.
В процессе осадки течение металла шва в режиме высокоскоростной сверхпластичности обеспечивает удаление нагретого металла в грат, плотное смыкание поверхностей и стабилизирует температурное поле. О том, что в этом процессе действительно имеет место высокоскоростная СП свидетельствует форма и размеры грата, выдавленного из зоны сварки, степень деформации, превышающая 450%, отсутствие трещин, пор и других нарушений сплошности.
После окончания нагрева и осадки проходит рекристаллизация и рост зерен β-фазы, а затем, в условиях охлаждения со скоростями в сотни градусов за секунду, – мартенситное превращение.
При сварке сплавов титана в УМЗ-состоянии исходная заготовка содержит подготовленную УМЗ-структуру с размером зерна 600 нм. В этом случае реализуется тот же механизм трансформации микроструктуры структуры, но, вследствие более высокой деформационной способности УМЗ-материала, зона интенсивной деформации становится шире по сравнению с вариантом МК-структуры. В итоге, горячая зона становится менее локализованной, а максимальная температура ниже. Сплав сохраняет двухфазное состояние, что наиболее благоприятно для реализации высокоскоростной сверхпластичности. Строение сварного соединения, в этом случае, отличается наличием остаточной α-фазы в сварном шве, более мелкой и однородной структурой, размытой границей между швом и ЗТМВ, плавным изменением микротвердости по поперечному сечению сварного соединения. Все это положительно сказывается на свойствах соединения: прочность соответствует основному материалу, как при статическом, так и при циклическом нагружении (рис.8). Разрушение образцов и реальных изделий происходило только по основному материалу.
ВЫВОДЫ
Описанные механизмы определяют особенности строения сварных соединений сплавов титана и их исключительные механические характеристики. Высокоскоростная сверхпластичность обеспечивает выдавливание в грат имеющихся на свариваемых поверхностях загрязнений, отсутствие перегрева в зоне сварки и высокую степень деформации, необходимую для создания физического контакта и образования сварного соединения. Сварные соединения лопаток с диском равнопрочны основному металлу, причем соединения деталей в УМЗ-состоянии обладают существенно меньшим уровнем структурной и механической неоднородности.
Описанные механизмы будут действовать не только при переходе с микронного на субмикронный уровень, но и при дальнейшем уменьшении размеров зерна свариваемых деталей, в связи с чем ЛСТ следует признать перспективным методом для сварки объемных наноструктурированных материалов.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCE
Валиев Р.З., Александров И.В. Объемные наноструктурные металлические материалы: получение, структура и свойства. М.: ИКЦ "Академкнига", 2007.
Medvedev A.Y., Bychkov M.V., Atroshenko V.V., Ismailova N. F., Supov A.V. Fatigue Strength of Blade with Disk Joins, Obtained by Linear Friction Welding // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 253 (2017) 012003, p. 1–5, doi:10.1088/1757-899X/253/1/012003.
Medvedev A., Vairis A., Nikiforov R., Supov A. Energy Balance of the Linear Friction Welding Process. JOURNAL OF Engineering Science and Technology Review Volume 5, Issue 3, 2012, p. 20–24.
Полякова В.В., Измайлова Н.Ф., Семенова И.П., Хазиева Л.А. Влияние линейной сварки трением на структурно-фазовые превращения в ультрамелкозернистом сплаве ВТ6 // Вестник УГАТУ. 2012. Т. 16. № 7(52). С. 53–58.
Медведев А.Ю. Построение модели процесса линейной сварки трением на основе совместного рассмотрения тепловой и деформационной задач // Вестник УГАТУ. 2012 Т. 16. № 7(52). С. 139–144.
Гринь Р.Р., Караваева М.В., Бычков В.М., Медведев А.Ю., Супов А.В., Александров И.В., Латыш В.В., Мусин Ф.Ф. Структура и свойства соединений титановых сплавов с ультрамелкозернистой структурой, полученных линейной сваркой трением // Вестник УГАТУ. 2012. Т. 16. № 7(52). С. 43–47.
Polyakova V., Gabitova S., Semenova I., Yakushina E., Rosochowski A. Study of ultrafine grained Ti-6Al-4V linear friction welds. Paper presented at and International Conference on Recent Trends in Structural Materials, COMAT 2012, Plzen, Czech Republic.
Astanin V.V., Kaibyshev O.A., Faizova S.N. Cooperative grain boundary sliding under superplastic flow // Scripta Met. at Mater. 1991. V. 25, 12, p. 2663–2668 (1991).
Жиляев А.П., Пшеничнюк А.И. Сверхпластичность и границы зерен в ультрамелкозернистых материалах. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. 320 с.
Мулюков Р.Р. и др. Сверхпластичность ультрамелкозернистых сплавов: эксперимент, теория, технологии /– М.: Наука, 2014. 284 с.
Кайбышев О.А. Сверхпластичность промышленных сплавов. – М.: Металлургия, 1984. 256 с.
Слобода А.А., Круглов А.А., Астанин В.В. Комбинированное выдавливание защитной накладки для углепластиковой лопатки из ультрамелкозернистого титанового сплава // КШП-ОМД. 2014. № 12. С. 21–25.
Отзывы читателей