DOI: 10.22184/1993-8578.2021.14.1.24.28
ГОД НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ YEAR OF SCIENCE AND TECHNOLOGY
И.В.Яминский1, 2, 3, 4, д.ф.-м.н., проф. физического и химического факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова, вед. науч. сотр. ИНЭОС РАН, директор Центра перспективных технологий, (ORCID: 0000-0001-8731-3947) / yaminsky@nanoscopy.ru
I.V.Yaminskiy1, 2, 3, 4, Doct. of Sc. (Physics and Mathematics), Prof. of Lomonosov Moscow State University, Physical and Chemical departments, Director of Advanced Technologies Center, Leading Sci. of INEOS RAS
DOI: 10.22184/1993-8578.2021.14.1.24.28
Получено: 09.02.2021 г.
2021 год объявлен в России годом науки и технологий. В Советском Союзе наука основывалась на государственном задании (приоритетах) и стараниях ученых. В современной России наука существует благодаря государственной поддержке, увлеченности ученых и коммерции. Коммерция в России иногда невероятно успешно выстреливает, как это произошло во многих направлениях ИТ-индустрии, но часто и хромает – радио и электроника, компьютеры и телефоны, автомобили и пр. В настоящей статье мы ищем пути научного прорыва, устранения препятствий на пути ускоренного развития российской науки и технологий, в том числе в области нанотехнологий.
This year, 2021, has been declared the year of Science and Technology in Russia. The science in the Soviet Union was based on state assignments (priorities) and the efforts of scientists. In modern Russia science exists thanks to government support, enthusiasm of scientists and commerce. Commerce in Russia sometimes shoots incredibly well, as has happened in many areas of the IT industry, but often it is also lame – radio and electronics, computers and phones, cars, etc. In this article, we are looking for ways of a scientific breakthrough, removal of obstacles and accelerated development of Russian science and technology, including nanotechnology.
Научный коллектив, когда его сотрудники увлечены удачной идеей, способен быстро достигать целей, если количество преград и барьеров обозримо, конечно. В 1996 году нам удалось за очень короткий срок создать уникальное программное обеспечение "ФемтоСкан Онлайн" для управления и обработки данных в зондовой микроскопии [1–3]. В том же году начались его продажи в нашей стране и по всему миру. Это простой пример современного творчества, когда для достижения цели нужны, по сути, две вещи – хорошие головы и быстрые компьютеры.
В середине 2010-х годов я часто бывал в Южной Корее по научным приглашениям и совместным проектам. Я постоянно задавался вопросом, как свершилось корейское технологическое чудо: из технически отсталой страны она превратилась за двадцать лет в мировую хай-тек-империю. Я пишу эту статью, и у меня за спиной стоит большой монитор корейской компании LG Electronics c разрешением 8К. Он помогает рассматривать и демонстрировать данные зондовой микроскопии. Когда во время визитов в Южную Корею оставалось свободное время, я всегда спрашивал, можно ли мне посетить научные лаборатории, технологические помещения, производство. Нет, все-таки один раз побывал и в чудесном императорском дворце. От посещения научных лабораторий оставалась какая-то неудовлетворенность. Вроде все такое же: научное оборудование, что и в Москве.
И люди такие же. Я задавал себе вопрос – так в чем же секрет успеха науки и технологий?
Далеко не сразу пришло понимание. А ответ получился тривиально простым. Если люди договариваются строить новые телевизоры, а потом именно этим все вместе и на 100% занимаются, то на выходе и желаемый результат получается. Единая цель, единый порыв, единые старания. И все на результат.
Как-то к нам в лабораторию пришел Роспотребнадзор и дал указание повесить шторы на окна. У нас северная сторона и красивый вид из окна. Оторвешь глаза от компьютера, посмотришь на голубое небо и деревья, и можно снова продолжать работать. Шторы мы, конечно, повесили. Но зачем? Нам сказали, это чтобы на экране мониторов не было отблесков от уличного света. Правда, блики мы и так не замечали. Вот я и подумал, что мы делаем? Шторы вешаем или новые микроскопы придумываем? Потом нам сообщили, что и ремонт в помещении надо сделать. Мы сделали своими силами. Долго выбирали цвет стен – Happy Violet или Wild Flowers. Остановились на диких цветах. Комнаты стали очень и очень красивыми. Здорово! Потом снова приступили к науке.
В конце 2018 года для работ по проекту Российского фонда фундаментальных исследований появилась необходимость в покупке диодных лазеров. Сразу скажу, что планка доверия и уважения к ученому у РФФИ самая высокая из всех фондов. Деньги перечисляют на личный счет руководителя, и он самостоятельно проводит все выплаты и покупки. Даже в налоговом кодексе РФ прописаны льготы для участников проектов РФФИ.
Думаю, как не просто было этого добиться. Недавно объявили, что РФФИ войдет в состав Российского научного фонда. Очень жаль, если этот фонд растворится в недрах РНФ. В РФФИ вся атмосфера от подачи заявки, проведения научных работ и написания отчета очень доверительная, продуманная и дружественная. Вот многие и борются за сохранение РФФИ, его духа и жизни.
Вернусь к закупке лазеров. Я обратился в австралийскую компанию, где делают идеальные для наших задач лазеры. Угловая нестабильность лазерного луча на уровне миллирадиан. Прямо то, что надо. Их, к нашей радости, нам доставили, правда, не без приключений.
Почтовая компания DHL отказалась привозить физлицу. Австралийская компания сначала посылку потеряла, потом через полтора месяца все-таки нашла ее и доставила. С большой дыркой в коробке. Но все лазеры были целехоньки. Единственно, пока мы долго разбирались, где наши лазеры, мы попросили наших ученых друзей в Австралии помочь нам заново купить лазеры. Так что в результате у нас оказалось даже два комплекта лазеров. Через друзей лазеры попали из Аделаиды в Москву даже быстрее.
В конце прошлого, пандемийного, года мы заказали из США прозрачные микрошарики из титаната бария для оптической микроскопии, которая преодолевает дифракционный предел. Этот проект мы выполняем в рамках РФФИ совместно с Лондонским Королевским обществом. Американская компания очень быстро шарики к нам отправила, но российская таможня их задержала и сказала, что физическому лицу она их никогда не отдаст.
Разъяснения, уговоры, отсылка к правилам РФФИ и Налогового кодекса – ничего не помогало. Доказывать нашу правоту мы не стали. Нашли компанию друзей, и они помогли купить столь необходимые нам микрошарики. Мы потеряли четыре недели на проволочки, но ничего, теперь микрошарики-микросферы у нас в руках. Приступаем к экспериментам.
Конечно, на каждом шагу ученым можно ставить преграды, барьеры и ловушки. И многие из ученых их преодолеют. Но все-таки ученый – это не раб, хотя может работать, как раб на галерах. Ученые будут работать в любых условиях, но результат может быть разным. В атмосфере свободного и делового творчества результат на выходе получается быстрее, лучше и полноценнее. Вот о корейском научно-технологическом чуде опять вспомнил.
Важно, что ситуацию с покупкой крошечных партий расходных материалов, химикатов и комплектующих для научных работ можно решить быстро и эффективно практически в рамках существующих правил и законов. Уверенно говоря, РФФИ эту задачу для участников своих проектов практически полностью решил. Низкий и благодарный поклон. Но что с тобою, РФФИ, теперь будет?
Почему аналогичную процедуру без таможенных проволочек нельзя реализовать на практике и для поддержки научных работ высокотехнологичных компаний, для начала хотя бы для малых предприятий? Таможня осуществляет мгновенный контроль и учет поставок по зеленому коридору, проводит записи в умные электронные базы данных.
Учтенная посылка приходит в малое предприятие. Ученые сразу начинают с доставленными материалами работать, а бухгалтерия тем временем оплачивает все необходимые сборы, пошлины и налоги по импортной операции. Ведет полный учет в 1С или другой бухгалтерской программе строгой отчетности. Налоговая инспекция или Федеральная таможенная служба в любой момент может проследить правильность всей цепочки. Надо отдать должное, что современная налоговая служба в России стала работать весьма эффективно. Вспоминаю, как всего лет двадцать назад надо было рано вставать, занимать место в длинной очереди для того, чтобы сдать к вечеру квартальную отчетность. Стоишь в очереди и думаешь, ты честный налогоплательщик, платишь обязательные налоги, сборы и платежи вовремя и регулярно, а стоишь в очереди, как нижайший проситель. Без уважения даже к самому себе. Поэтому теперь, когда в компании нажимают кнопку и вся бухгалтерская отчетность мгновенно уходит в налоговую инспекцию, испытываешь радость и гордость за новые технологии.
В наших компаниях успешно работают многие талантливые выпускники МГУ имени М.В.Ломоносова и других университетов. Я стараюсь им помогать. Для самых молодых ученых мы поддерживаем Центр молодежного инновационного творчества "Нанотехнологии". Работаем. Есть проблемы? Конечно, есть. Но я считаю, что проблемы существуют именно для того, чтобы их быстро решать. Проблемы не только бюрократические, но и научные.
Наши исследования выполняются при финансовой поддержке РФФИ и Лондонского Королевского Общества № 21-58-10005 и РФФИ, проект № 20-32-90036.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
Yaminsky I.V., Filonov A.S., Sinitsyna O.V., Meshkov G.B. Software FemtoScan Online. Nanoindustry, 2 (64) (2016) 42–46.
Filonov A.S., Yaminsky I.V., Akhmetova A.I., Meshkov G.B. FemtoScan Online! Why? Nanoindustry, 5 (84) (2018) 339–342.
Электронный источник: http://en.nanoscopy.ru/software/femtoscan_online/
И.В.Яминский1, 2, 3, 4, д.ф.-м.н., проф. физического и химического факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова, вед. науч. сотр. ИНЭОС РАН, директор Центра перспективных технологий, (ORCID: 0000-0001-8731-3947) / yaminsky@nanoscopy.ru
I.V.Yaminskiy1, 2, 3, 4, Doct. of Sc. (Physics and Mathematics), Prof. of Lomonosov Moscow State University, Physical and Chemical departments, Director of Advanced Technologies Center, Leading Sci. of INEOS RAS
DOI: 10.22184/1993-8578.2021.14.1.24.28
Получено: 09.02.2021 г.
2021 год объявлен в России годом науки и технологий. В Советском Союзе наука основывалась на государственном задании (приоритетах) и стараниях ученых. В современной России наука существует благодаря государственной поддержке, увлеченности ученых и коммерции. Коммерция в России иногда невероятно успешно выстреливает, как это произошло во многих направлениях ИТ-индустрии, но часто и хромает – радио и электроника, компьютеры и телефоны, автомобили и пр. В настоящей статье мы ищем пути научного прорыва, устранения препятствий на пути ускоренного развития российской науки и технологий, в том числе в области нанотехнологий.
This year, 2021, has been declared the year of Science and Technology in Russia. The science in the Soviet Union was based on state assignments (priorities) and the efforts of scientists. In modern Russia science exists thanks to government support, enthusiasm of scientists and commerce. Commerce in Russia sometimes shoots incredibly well, as has happened in many areas of the IT industry, but often it is also lame – radio and electronics, computers and phones, cars, etc. In this article, we are looking for ways of a scientific breakthrough, removal of obstacles and accelerated development of Russian science and technology, including nanotechnology.
Научный коллектив, когда его сотрудники увлечены удачной идеей, способен быстро достигать целей, если количество преград и барьеров обозримо, конечно. В 1996 году нам удалось за очень короткий срок создать уникальное программное обеспечение "ФемтоСкан Онлайн" для управления и обработки данных в зондовой микроскопии [1–3]. В том же году начались его продажи в нашей стране и по всему миру. Это простой пример современного творчества, когда для достижения цели нужны, по сути, две вещи – хорошие головы и быстрые компьютеры.
В середине 2010-х годов я часто бывал в Южной Корее по научным приглашениям и совместным проектам. Я постоянно задавался вопросом, как свершилось корейское технологическое чудо: из технически отсталой страны она превратилась за двадцать лет в мировую хай-тек-империю. Я пишу эту статью, и у меня за спиной стоит большой монитор корейской компании LG Electronics c разрешением 8К. Он помогает рассматривать и демонстрировать данные зондовой микроскопии. Когда во время визитов в Южную Корею оставалось свободное время, я всегда спрашивал, можно ли мне посетить научные лаборатории, технологические помещения, производство. Нет, все-таки один раз побывал и в чудесном императорском дворце. От посещения научных лабораторий оставалась какая-то неудовлетворенность. Вроде все такое же: научное оборудование, что и в Москве.
И люди такие же. Я задавал себе вопрос – так в чем же секрет успеха науки и технологий?
Далеко не сразу пришло понимание. А ответ получился тривиально простым. Если люди договариваются строить новые телевизоры, а потом именно этим все вместе и на 100% занимаются, то на выходе и желаемый результат получается. Единая цель, единый порыв, единые старания. И все на результат.
Как-то к нам в лабораторию пришел Роспотребнадзор и дал указание повесить шторы на окна. У нас северная сторона и красивый вид из окна. Оторвешь глаза от компьютера, посмотришь на голубое небо и деревья, и можно снова продолжать работать. Шторы мы, конечно, повесили. Но зачем? Нам сказали, это чтобы на экране мониторов не было отблесков от уличного света. Правда, блики мы и так не замечали. Вот я и подумал, что мы делаем? Шторы вешаем или новые микроскопы придумываем? Потом нам сообщили, что и ремонт в помещении надо сделать. Мы сделали своими силами. Долго выбирали цвет стен – Happy Violet или Wild Flowers. Остановились на диких цветах. Комнаты стали очень и очень красивыми. Здорово! Потом снова приступили к науке.
В конце 2018 года для работ по проекту Российского фонда фундаментальных исследований появилась необходимость в покупке диодных лазеров. Сразу скажу, что планка доверия и уважения к ученому у РФФИ самая высокая из всех фондов. Деньги перечисляют на личный счет руководителя, и он самостоятельно проводит все выплаты и покупки. Даже в налоговом кодексе РФ прописаны льготы для участников проектов РФФИ.
Думаю, как не просто было этого добиться. Недавно объявили, что РФФИ войдет в состав Российского научного фонда. Очень жаль, если этот фонд растворится в недрах РНФ. В РФФИ вся атмосфера от подачи заявки, проведения научных работ и написания отчета очень доверительная, продуманная и дружественная. Вот многие и борются за сохранение РФФИ, его духа и жизни.
Вернусь к закупке лазеров. Я обратился в австралийскую компанию, где делают идеальные для наших задач лазеры. Угловая нестабильность лазерного луча на уровне миллирадиан. Прямо то, что надо. Их, к нашей радости, нам доставили, правда, не без приключений.
Почтовая компания DHL отказалась привозить физлицу. Австралийская компания сначала посылку потеряла, потом через полтора месяца все-таки нашла ее и доставила. С большой дыркой в коробке. Но все лазеры были целехоньки. Единственно, пока мы долго разбирались, где наши лазеры, мы попросили наших ученых друзей в Австралии помочь нам заново купить лазеры. Так что в результате у нас оказалось даже два комплекта лазеров. Через друзей лазеры попали из Аделаиды в Москву даже быстрее.
В конце прошлого, пандемийного, года мы заказали из США прозрачные микрошарики из титаната бария для оптической микроскопии, которая преодолевает дифракционный предел. Этот проект мы выполняем в рамках РФФИ совместно с Лондонским Королевским обществом. Американская компания очень быстро шарики к нам отправила, но российская таможня их задержала и сказала, что физическому лицу она их никогда не отдаст.
Разъяснения, уговоры, отсылка к правилам РФФИ и Налогового кодекса – ничего не помогало. Доказывать нашу правоту мы не стали. Нашли компанию друзей, и они помогли купить столь необходимые нам микрошарики. Мы потеряли четыре недели на проволочки, но ничего, теперь микрошарики-микросферы у нас в руках. Приступаем к экспериментам.
Конечно, на каждом шагу ученым можно ставить преграды, барьеры и ловушки. И многие из ученых их преодолеют. Но все-таки ученый – это не раб, хотя может работать, как раб на галерах. Ученые будут работать в любых условиях, но результат может быть разным. В атмосфере свободного и делового творчества результат на выходе получается быстрее, лучше и полноценнее. Вот о корейском научно-технологическом чуде опять вспомнил.
Важно, что ситуацию с покупкой крошечных партий расходных материалов, химикатов и комплектующих для научных работ можно решить быстро и эффективно практически в рамках существующих правил и законов. Уверенно говоря, РФФИ эту задачу для участников своих проектов практически полностью решил. Низкий и благодарный поклон. Но что с тобою, РФФИ, теперь будет?
Почему аналогичную процедуру без таможенных проволочек нельзя реализовать на практике и для поддержки научных работ высокотехнологичных компаний, для начала хотя бы для малых предприятий? Таможня осуществляет мгновенный контроль и учет поставок по зеленому коридору, проводит записи в умные электронные базы данных.
Учтенная посылка приходит в малое предприятие. Ученые сразу начинают с доставленными материалами работать, а бухгалтерия тем временем оплачивает все необходимые сборы, пошлины и налоги по импортной операции. Ведет полный учет в 1С или другой бухгалтерской программе строгой отчетности. Налоговая инспекция или Федеральная таможенная служба в любой момент может проследить правильность всей цепочки. Надо отдать должное, что современная налоговая служба в России стала работать весьма эффективно. Вспоминаю, как всего лет двадцать назад надо было рано вставать, занимать место в длинной очереди для того, чтобы сдать к вечеру квартальную отчетность. Стоишь в очереди и думаешь, ты честный налогоплательщик, платишь обязательные налоги, сборы и платежи вовремя и регулярно, а стоишь в очереди, как нижайший проситель. Без уважения даже к самому себе. Поэтому теперь, когда в компании нажимают кнопку и вся бухгалтерская отчетность мгновенно уходит в налоговую инспекцию, испытываешь радость и гордость за новые технологии.
В наших компаниях успешно работают многие талантливые выпускники МГУ имени М.В.Ломоносова и других университетов. Я стараюсь им помогать. Для самых молодых ученых мы поддерживаем Центр молодежного инновационного творчества "Нанотехнологии". Работаем. Есть проблемы? Конечно, есть. Но я считаю, что проблемы существуют именно для того, чтобы их быстро решать. Проблемы не только бюрократические, но и научные.
Наши исследования выполняются при финансовой поддержке РФФИ и Лондонского Королевского Общества № 21-58-10005 и РФФИ, проект № 20-32-90036.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
Yaminsky I.V., Filonov A.S., Sinitsyna O.V., Meshkov G.B. Software FemtoScan Online. Nanoindustry, 2 (64) (2016) 42–46.
Filonov A.S., Yaminsky I.V., Akhmetova A.I., Meshkov G.B. FemtoScan Online! Why? Nanoindustry, 5 (84) (2018) 339–342.
Электронный источник: http://en.nanoscopy.ru/software/femtoscan_online/
Отзывы читателей