Просмотры: 1633
11.12.2015
На IV Конгрессе предприятий наноиндустрии большое внимание было уделено вопросу формирования кадровой инфраструктуры для высокотехнологичных сфер деятельности. Этот вопрос рассматривался в рамках панельной дискуссии «Будущее рынка труда: где взять квалифицированные кадры для наноиндустрии?»
Участники дискуссии обсудили актуальные вопросы, связанные с деятельностью Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и Совета по профессиональным квалификациям в наноиндустрии. Так, например, генеральный директор ЗАО «КБ «СВЕТА ЛЕД» Дмитрий Бауман и директор по персоналу ОАО «НИИМЭ и Микрон» Лилиана Поликарпова поделились опытом внедрения профессиональных стандартов в практику реальных предприятий наноиндустрии, затронули вопросы, касающиеся влияния профессиональных стандартов на федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы.
Внимание аудитории сфокусировалось на изменениях в законодательстве в области применения работодателями профессиональных стандартов и создания системы независимой оценки квалификаций. 2 мая 2015 года принят федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступит в силу с 1 июля 2016 года), в котором предусмотрена обязательность применения профессионального стандарта работодателями в случае установления требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. В настоящее время Правительством Российской Федерации подготовлен к внесению в Государственную Думу проект федерального закона «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Заместитель председателя Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов отметил, что в соответствии с законопроектом независимая оценка квалификаций осуществляется в целях повышения профессиональной мобильности работников, оценки качества профессионального образования и обучения, создания условий для включения работников в систему непрерывного образования, усиления роли профессиональных сообществ в развитии профессиональных квалификаций, установления или подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, а также повышения конкурентоспособности на рынке труда лиц, прошедших независимую оценку квалификаций.
Основными принципами, на которых основывается оценка квалификаций, являются: независимость оценки квалификации соискателей от организаций, осуществляющих образовательную деятельность; объективность и обоснованность квалификационных требований; беспристрастность и объективность проведения профессиональных экзаменов; установление единообразных требований к отбору центров оценки квалификаций, к процедурам проведения профессиональных экзаменов; информационная открытость.
«Сегодня многие работодатели ориентируются при приеме на работу на диплом, который человек получил когда-то, 25 лет назад, и на «послужной список» трудовой книжки. Тогда как действительно ценные кадры могут не обладать таким опытом, зато иметь более высокую профессиональную квалификацию. Выявить таких людей и продвинуть их в кадровый резерв – вот задача системы независимой оценки квалификаций», - считает Федор Прокопов.
В наноиндустрии, как ни в какой другой отрасли, важно создать объективную и открытую систему оценки квалификаций специалистов, поскольку это высокотехнологичная отрасль. Такая система будет служить ориентиром для подготовки будущих специалистов. Так, Павел Троян, заведующий кафедрой физической электроники Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, представил исследование, в рамках которого выяснилось, какие качества и квалификации выпускников считают важными работодатели, а какие – представители вузов и выпускники. Оказалось, что эти качества разнятся, то есть представители академического сообщества имеют заведомо неверное представление о том, что требуется на предприятии от вчерашнего студента и ориентируют его на научные абстракции.
Участники дискуссии договорились объединить усилия и продолжать двигаться в сторону создания национальной системы квалификаций, адекватной требованиям инновационной экономики.
Внимание аудитории сфокусировалось на изменениях в законодательстве в области применения работодателями профессиональных стандартов и создания системы независимой оценки квалификаций. 2 мая 2015 года принят федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступит в силу с 1 июля 2016 года), в котором предусмотрена обязательность применения профессионального стандарта работодателями в случае установления требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. В настоящее время Правительством Российской Федерации подготовлен к внесению в Государственную Думу проект федерального закона «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Заместитель председателя Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов отметил, что в соответствии с законопроектом независимая оценка квалификаций осуществляется в целях повышения профессиональной мобильности работников, оценки качества профессионального образования и обучения, создания условий для включения работников в систему непрерывного образования, усиления роли профессиональных сообществ в развитии профессиональных квалификаций, установления или подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта, а также повышения конкурентоспособности на рынке труда лиц, прошедших независимую оценку квалификаций.
Основными принципами, на которых основывается оценка квалификаций, являются: независимость оценки квалификации соискателей от организаций, осуществляющих образовательную деятельность; объективность и обоснованность квалификационных требований; беспристрастность и объективность проведения профессиональных экзаменов; установление единообразных требований к отбору центров оценки квалификаций, к процедурам проведения профессиональных экзаменов; информационная открытость.
«Сегодня многие работодатели ориентируются при приеме на работу на диплом, который человек получил когда-то, 25 лет назад, и на «послужной список» трудовой книжки. Тогда как действительно ценные кадры могут не обладать таким опытом, зато иметь более высокую профессиональную квалификацию. Выявить таких людей и продвинуть их в кадровый резерв – вот задача системы независимой оценки квалификаций», - считает Федор Прокопов.
В наноиндустрии, как ни в какой другой отрасли, важно создать объективную и открытую систему оценки квалификаций специалистов, поскольку это высокотехнологичная отрасль. Такая система будет служить ориентиром для подготовки будущих специалистов. Так, Павел Троян, заведующий кафедрой физической электроники Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, представил исследование, в рамках которого выяснилось, какие качества и квалификации выпускников считают важными работодатели, а какие – представители вузов и выпускники. Оказалось, что эти качества разнятся, то есть представители академического сообщества имеют заведомо неверное представление о том, что требуется на предприятии от вчерашнего студента и ориентируют его на научные абстракции.
Участники дискуссии договорились объединить усилия и продолжать двигаться в сторону создания национальной системы квалификаций, адекватной требованиям инновационной экономики.
Комментарии читателей
Координаты экзаменатора please